Морской экспорт основного российского сорта нефти стабильно превышает показатели годом ранее, хотя и остается ниже, чем в 2019 г. Импорт среднетяжелого сырья через порты Европы заметно сократился в условиях пониженной рентабельности производства газойля и авиатоплива. Однако по мере восстановления доходности выпуска средних дистиллятов интерес к Urals усиливается. 

По итогам года морские отгрузки могут увеличиться на 125 тыс. баррелей в сутки (6,22 млн т) к уровню 2020 г., до 1,5 млн баррелей в сутки (76,36 млн т). Но показатель будет меньше, чем в докризисном 2019 г., когда отгрузки Urals были заметно выше — 1,92 млн баррелей в сутки (97,68 млн т), в том числе вследствие повышенного уровня таких поставок из-за загрязнения сырья в нефтепроводе «Дружба». Согласно графику на IV квартал, морские отгрузки Urals должны повыситься примерно на 440 тыс. баррелей в сутки (5,63 млн т) относительно фактического уровня экспорта в июле — сентябре, до 1,83 млн баррелей в сутки (23,5 млн т). Росту экспорта способствует увеличение производства в рамках ОПЕК+ и сезонное снижение загрузки российских НПЗ вследствие осенних ремонтов. В течение января — сентября загрузка российских НПЗ повысилась на 140 тыс. баррелей в сутки (4,61 млн т) относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,84 млн баррелей в сутки (181,02 млн т), за счет высокого спроса на моторное топливо в стране, особенно на бензин.

Одной из причин снижения экспорта стало уменьшение транзита нефти казахстанских производителей в январе — сентябре на 2,38 млн т относительно повышенного уровня прошлого года, до 8,78 млн т. В 2020 г. объемы транзита были выше вследствие ремонтов на Атырауском и Павлодарском НПЗ и слабого спроса на нефтепродукты в регионе. 

Экспортные поставки Urals из Новороссийска снизились на 23 тыс. баррелей в сутки (880 тыс. т), до 284 тыс. баррелей в сутки (10,81 млн т), а отгрузки из Приморска сохранились примерно на прежнем уровне — 677 тыс. баррелей в сутки (25,77 млн т). Поставки сорта из ресурсов российских компаний за девять месяцев снизились примерно на 800 тыс. т относительно аналогичного периода прошлого года, до 44,1 млн т. Так, ЛУКОЙЛ в январе — сентябре уменьшил морской экспорт Urals на 1,61 млн т, до 6,8 млн т. Компания предпочла повысить загрузку собственных НПЗ в России в течение этого периода на 1,01 млн т, до 29,88 млн т. Выросли и поставки производителя на Мозырский НПЗ (Белоруссия): в январе — сентябре показатель увеличился на 502 тыс. т, до 1,66 млн т. Морской экспорт «Татнефти» также снизился — на 290 тыс. т по сравнению с январем — сентябрем прошлого года, почти до 410 тыс. т. Компания в январе — сентябре повысила прокачку по «Дружбе» при посредничестве торговой компании Normeston на заводы венгерской Mol в Братиславе (Словакия) и Сазхаломбатте (Венгрия) на 731 тыс. т, до 1,7 млн т. 

Некоторым компаниям по итогам января — сентября все же удалось увеличить морской экспорт Urals. Объем поставок «Сургутнефтегаза» вырос на 545 тыс. т к уровню прошлого года, почти до 10 млн т. Причиной этому стало снижение отгрузок по «Дружбе» в Германию на 1,29 млн т относительно прошлого года, до 2,32 млн т, вследствие окончания контракта с TotalEnergies. Росту экспорта сырья «Сургутнефтегаза» способствовало также снижение отгрузок производителя на российские предприятия в течение девяти месяцев на 424 тыс. т к аналогичному периоду прошлого года, почти до 20 млн т.

Argus