Двойной удар: коронавирус и распад ОПЕК+

Согласно оценке Argus Consulting, потребление нефти в мире во втором квартале текущего года составит 98,40 млн баррелей в сутки, что означает сокращение спроса по сравнению со 100,77 млн баррелей в сутки по итогам прошлого года. Во втором полугодии потребление может вырасти, но итоговый показатель 2020 г., как ожидается, не превысит 100,53 млн баррелей в сутки. 

Как отмечает Argus, вспышка коронавируса, начавшаяся в Китае и впоследствии распространившаяся на другие страны мира, привела к существенному снижению потребления энергоресурсов. Распад сделки ОПЕК+ обострил конкуренцию производителей сырья за рынки сбыта, что способствовало росту предложения и в результате вызвало обвал цен на товарно-сырьевых рынках. Распад ранее неоднократно продлеваемой сделки «подбросил дров в огонь». Прекращение с 1 апреля 2020 г. действия ограничений нефтедобычи ОПЕК+ лишь обостряет конкуренцию за рынки сбыта.  

Саудовская госкомпания Saudi Aramco заявила о готовности повысить производство нефти во втором квартале до 12 млн баррелей в сутки с 9,7 млн баррелей в сутки в первом квартале. До заключения сделки ОПЕК+ Saudi Aramco добывала около 10,6 млн баррелей в сутки. Согласно оценке Argus, за период действия соглашения доля Саудовской Аравии на мировом рынке нефти снизилась до 9,7% в 2019 г. по сравнению с 10,8% в 2016 г. 

Saudi Aramco анонсировала рост поставок сырья в апреле до 12,3 млн баррелей в сутки, предоставив значительные скидки для покупателей. Согласно данным доклада Argus, предоставленному редакции, Арабская легкая для потребителей в Северо-Западной Европе подешевела на 8 долларов за баррель, до уровня скидки 10,25 долларов за баррель (FOB Ras Tanura) к котировкам Brent на бирже Ice. Для экспорта компания намерена использовать накопленную из хранилищ нефть. 

О повышении производства нефти сообщали компании из Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Ирака и других стран. По оценке Argus Consulting, во втором квартале объем поставок увеличится примерно на 3,9 млн баррелей в сутки относительно января-марта, почти до 104,3 млн баррелей в сутки. Участники рынка ожидают усиления спроса на мощности для хранения нефти в условиях ситуации контанго на рынке. Однако нехватка свободных мощностей вынуждает использовать танкеры в качестве плавучих хранилищ, что поддерживает ставки фрахта на высоком уровне и подрывает и без того низкую доходность экспорта нефти. 

Urals дешевеет с середины февраля вследствие снижения спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Премия на смесь ВСТО начала снижаться в начале года вследствие ослабления спроса в Китае. В марте стоимость этого сорта относительно эталона, наоборот, стала расти на фоне сокращения арбитражных поставок в регион альтернативных сортов. Это произошло из-за резкого удорожания фрахта судов класса VLCC. 

По данным Argus, нефтепродукты в Северо-Западной Европе подешевели с начала марта из-за с резкого падения цен на нефть, а также ослабления спроса на энергоносители ввиду распространения эпидемии коронавируса, из-за которой во многих азиатских и европейских странах был введен карантин и ограничено передвижение населения. По мнению экспертов агентства, если мировые котировки продолжат снижаться, российские компании будут заметно сокращать загрузку своих НПЗ, выпуск нефтепродуктов и их экспорт. Российские компании рассматривают возможность сокращения выпуска бензина в апреле, в то время как в марте экспортеры продолжают поставлять продукт в рамках ранее заключенных контрактов, сообщили участники рынка. Так, «Роснефть» намерена в апреле провести внеплановые ремонты на Рязанском НПЗ, сократить выпуск моторного бензина в пользу производства нафты и ее экспорта. 

Авиационный керосин в Северо-Западной Европе в середине марта стал стоить дешевле дизельного и печного топлива в связи с сокращением его потребления из-за закрытия воздушного пространства и сухопутных границ европейскими странами. Из-за образования больших запасов керосина на внутреннем рынке России компании могут приступить к смешиванию этого продукта с другими средними дистиллятами для экспорта, утверждается в докладе Argus. Поддержку стоимости дизельного топлива в Северо-Западной Европе оказывает укрепление спроса, прежде всего, в Германии. Потребление дизеля увеличилось со стороны служб доставки. Кроме того, сельскохозяйственные компании решили использовать ситуацию с удешевлением топлива и наращивают его закупку перед посевной кампанией. 

По информации Argus, «Роснефть» в апреле может сократить трубопроводные поставки сырья на свои предприятия (с учетом доли в Ярославском НПЗ) на 690 тыс. т относительно марта, до 6,19 млн т. «Газпром нефть» планирует уменьшить загрузку своих заводов в апреле на 167 тыс. т, до 2,3 млн т. ЛУКОЙЛ намеревался поставить в феврале на свои НПЗ 3,25 млн т, что на 448 тыс. т меньше, чем в марте. Однако нефтяные компании могут пересмотреть планы, если ситуация на рынке изменится.

Из-за ситуации контанго трейдеры стремятся арендовать наземные хранилища и танкеры для накопления нефтепродуктов в ожидании благоприятной рыночной конъюнктуры. Кроме того, участники рынка предупреждают о возможном дефиците тоннажа для поставок из Новороссийска, поскольку Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 10 марта ввела требование о двухнедельном карантинном периоде для морских судов, пришедших в Новороссийск ранее чем за 14 дней со дня их отбытия из портов Китая, Италии, Южной Кореи и Ирана. По информации Argus, за двое суток до прибытия судов из указанных стран агентирующие компании (посредники между судовладельцами и портами) обязаны предоставить специалистам санитарно-карантинного пункта судовую медико-санитарную декларацию, лист портов захода, а также полную информацию о команде, работающей на судне. В случае необходимости агенты должны организовать дезинфекцию судна на внешнем рейде или санитарном причале. При обнаружении симптомов заболевания у членов команды судно будет отправлено на карантин до установления характера заболевания. 

Агентство Argus