Демпфер нуждается в корректировке

«Налоговый манёвр работает, но требуются точечные изменения», — заявил первый вице-президент ЛУКОЙЛа Вадим Воробьёв на пресс-брифинге 12 марта. От отметил, что демпфирующий механизм, предусмотренный Налоговым манёвром, в начале текущего года оказал негативное влияние на производителей автобензина. Внутренний рынок находится в состоянии дисконта к экспортной альтернативе, что стало результатом действия соглашения о стабилизации цен, заключённого между нефтяными компаниями, Минэнерго и ФАС. Производители топлива должны получать компенсацию выпадающей прибыли за счёт демпфера, именно для подобной ситуации он и создавался. Но в реальности бензиновый демпфер работал в обратную сторону, оказав дополнительное давление на маржу переработки. Вместо получения компенсации в январе НПЗ дополнительно заплатили в бюджет 3,5 тыс. рублей с тонны бензина, в феврале — 1,6 тыс. рублей с тонны, в первых числах марта — примерно 700 рублей с тонны.

В неправильной работе демпфера виноват аномально низкий бензиновый крек-спред в Европе. Этот показатель заложен в формулу, по которой определяется демпфирующий коэффициент. «Когда формировались нормы, никто не предполагал, что спред на бензин опустится до минимального уровня за последние 15 лет», — пояснил В.Воробьёв. В настоящее время крек-спред растёт, что должно скоро привести к переходу бензинового демпфера в положительную сторону.

При этом благоприятное влияние на суммарную маржу переработки оказал сектор дизельного топлива. В отличие от бензина, здесь аномалий не наблюдалось. Крек-спред не отклонялся далеко от среднегодового уровня, благодаря чему дизельный демпфер работал, как и предполагалось. В январе НПЗ получали возвратные платежи в размере 3,5 тыс. рублей с тонны, в феврале 4,0 тыс. рублей с тонны, в начале марта — 5,0 тыс. рублей с тонны.

Таким образом, опыт первых месяцев текущего года показал, что механизм работает, но требует корректировки. «Во избежание подобных катаклизмов в будущем мы предлагаем сделать демпфер как на бензин, так и на дизельное топливо линейным, а не скачкообразным или обнулять его при условии, если цена внутреннего рынка будет ниже, чем цена экспортной альтернативы», — сказал В.Воробьёв. Действующая формула даёт неправильные результаты при низких мировых ценах на нефтепродукты. «Введя точечные изменения, можно говорить, что рынок и по бензину и по дизелю в России будет стабилен», — добавил он.

Говоря о зарубежных предприятиях компании, В.Воробьёв отметил, что у ЛУКОЙЛа сложилась оптимальная структура НПЗ и сбытовых сетей в Европе. По этой причине компания не планирует осуществлять крупных сделок по покупке и продаже активов. В частности, отложена продажа нефтеперерабатывающего комплекса ISAB в Италии. На заводе запланировано проведение работ по модернизации оборудования для полного перехода на выпуск продукции по нормам «Евро-5». Сейчас итальянский завод выпускает как высокосортное топливо для европейского рынка, так и нефтепродукты классов «Евро-3» и «Евро-4» для поставок на другие рынки, в частности для Африки. «Но пришло то время, когда Африка не хочет потреблять «Евро-3». Она хочет, как и мы с вами, потреблять «Евро-5», — пояснил В.Воробьёв.

Денис Захаров