Дело пахнет керосином

С прошлого года авиатопливо подорожало в полтора раза, что поставило российские авиакомпании на грань рентабельности. Рост спроса, подогретый чемпионатом мира по футболу и сезоном летних отпусков, может смениться осенним кризисом. По данным Thomson Reuters Kortes, в аэропортах московского авиационного узла цены на керосин в июне 2018 г. выросли на 46% по сравнению с июнем 2017 г. до почти 48,1 тыс. рублей за тонну. В среднем по России за год авиатопливо подорожало на 44% почти до 46,65 рублей за тонну.

По мнению экспертов Reuters, дорогой авиакеросин подталкивает авиакомпании РФ к осеннему кризису. Отрасль тяжело переживает рост цен на топливо, которое в структуре затрат авиакомпаний составляет 27-30%. Отметим, что, по данным ФАС, этот показатель все же снизился с 27% в 2014 г. до 22% по итогам 2017 г. Подорожание топлива может обернуться убытками после того, как пассажиропоток, стимулируемый летним сезоном отпусков и всплеском спроса на время чемпионата мира по футболу, пойдет на спад

По данным Росавиации, по итогам первого полугодия 2018 г. интенсивность движения в воздушном пространстве РФ выросла на 10,28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В январе-июне этого года российские и иностранные авиакомпании выполнили в воздушном пространстве РФ 772974 полета. По итогам только одного июня 2018 г. осуществлено 156697 полетов, что на 10,72% превышает показатели первого летнего месяца 2017 г. 22 июня был зафиксирован годовой максимум суточной интенсивности воздушного движения: было выполнено 5683 полета — рекордный показатель в истории современной российской авиации.

В первый летний месяц российские авиакомпании перевезли 11,3 млн пассажиров, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 9,4%, а по итогам первого полугодия авиаперевозчики обслужили 51,3 млн пассажиров, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 11%. Великолепные цифры продемонстрировали крупнейшие авиакомпании: в июне «Аэрофлот» перевез 3,2 млн пассажиров (+9,6%), «S7» — 1,13 млн пассажиров (+19,5%), «Россия» — 1,25 млн пассажиров (+0,5%), «Уральские авиалинии» — 914,7 тыс. пассажиров (+17,7%).

Но все эти успехи грозят обернуться спадом в ближайшие месяцы. Авиационный бизнес в России находится на грани рентабельности, из-за роста расходов и дорогого авиатоплива операционная прибыль у авиакомпаний находится на низком уровне. В результате цены на билеты на международные перелеты за год подорожали более чем на 20%. Растет стоимость полетов на ряде внутренних маршрутов. Так, в ходе прямой линии с президентом была жалоба на рост стоимости перелета из Москвы во Владивосток с порядка 13 тыс. рублей до 55 тыс. рублей. ФАС поручено проверить цены на авиатопливо и авиабилеты к 1 августа этого года. Власти РФ пытаются сдержать рост цен на нефтепродукты для потребителей снижением акцизов, но для авиакомпаний такой механизм не подходит, поскольку они уже получают возмещение акциза из бюджета. Цены на авиатопливо начали расти вместе с мировыми котировками на нефть с середины прошлого года и к началу июля достигли максимальных значений. Отметим, что во втором полугодии 2017 г. мировые цены на авиакеросин выросли на 30%.

Нина Маркова