Проект «Турецкий поток» заявлен «Газпромом» как один из приоритетных и крупных проектов компании. Для транспортировки газа планировалось проложить трубопровод по дну Черного моря из Анапского района в Турцию, а далее, на границе Турции и Греции построить газовый хаб, через который газ будет отправляться в страны Евросоюза.

Однако, как сообщает портал inosmi.ru, 8 июля «Газпром» неожиданно расторг контракт с итальянской компанией-подрядчиком Saipem на прокладку по дну Черного моря первой нитки «Турецкого потока». Фактически это означает, что придется начинать проект заново. Самое удивительное, что это произошло сразу же после того, как принадлежащее этой фирме специализированное судно-трубоукладчик Castoro Sei встало на якорь в районе российского порта Анапа. Данное решение в «Газпроме» объясняют «невозможностью достичь соглашения с Saipem по многим рабочим и коммерческим вопросам».

Как сообщают «Ведомости», Saipem в марте 2014г. выиграла контракт стоимостью 2 млрд евро еще на строительство первой нитки «Южного потока», но в конце ноября Владимир Путин объявил, что Россия выходит из проекта из-за препятствий со стороны Евросоюза. После отказа «Газпрома» от проекта Saipem сообщила о приостановке контракта с ней. В начале мая Saipem объявила, что сотрудничество с South Stream Transport, дочерней компанией «Газпрома», возобновлено для первой нитки уже «Турецкого потока». «Газпром», хоть и обещал приступить к работе в конце июня, выполнить своего обещания не смог: не удалось заключить межправительственное соглашение с Турцией, подписание которого может быть отложено предположительно до октября.

Saipem установил очень высокую неустойку за простой своего судна и не хотел идти на ценовые уступки, пишет РБК. Для «Газпрома» такой простой мог вылиться в круглую сумму, а именно, по данным «Интерфакса», в 300 млн долларов. Тариф на время простоя составляет 1,8 млн долларов в сутки. Возможно, поэтому и возник конфликт, который привел к разрыву контракта.

Saipem со своей стороны подтвердила расторжение контракта с компанией-клиентом и надеется на выплату компенсации за простой. Монополия же вовсе не горит желанием выплачивать штрафы трубоукладчикам. По словам старшего аналитика VYGON Consulting Марии Беловой, которые цитирует РосБизнесКонсалтинг, «скорей всего, в компании просто посчитали, что отказаться от сделки с учетом выплаты неустойки — дешевле, чем продолжать держать судна зафрахтованными». По словам Беловой, «пока нет разрешения на строительство трубы от Турции, концерн может не торопиться с выбором нового подрядчика, и не исключено, что это будет снова Saipem, потому что компания хорошо знает акваторию Черного моря». Специалист также утверждает, что «Газпрому», возможно, удастся снизить стоимость нового контракта, поскольку спрос на подобные масштабные услуги в Европе сейчас минимален.

По данным компании VYGON Consulting, у России есть только одна альтернатива компании Saipem – ОАО «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС), обладающая компетенцией в укладке морских трубопроводов.

Ранее глава Минэнерго Александр Новак заявлял, что расторжение контракта с Saipem не повлияет на сроки строительства «Турецкого потока» (ввести газопровод в эксплуатацию планировалось уже в декабре 2016 года). «Не установлены никакие сроки. Мы работаем в режиме «чем быстрее — тем лучше», — отметил министр.

Между тем, пока все еще продолжается работа с турецкой стороной по согласованию межправительственных соглашений и ясности по «Турецкому потоку» не достигнуто, «Газпром» сконцентрировался на другом своем проекте – «Сила Сибири», где, напротив, уже определены и объемы, и сроки поставки.

Кристина Кузнецова