Арктический Голиаф запустили в эксплуатацию

Фотография с официального сайта Eni Norge
Фотография с официального сайта Eni Norge

В воскресенье, 13 марта, дан старт добыче на месторождении Голиаф (Goliat) в Баренцевом море. Это первое нефтяное и второе после газового Снёвит (Snohvit) месторождение, которое будет разрабатываться на арктическом шельфе Норвегии. Запасы Голиафа оцениваются в 180 млн баррелей нефти.  Согласно оценкам, это один из крупнейших проектов на Крайнем Севере.

Месторождение было открыто 16 лет назад в западной части Баренцева моря в 85 км от Хаммерфеста на глубине воды 380 м. Оператором проекта является норвежское подразделение итальянской компании Eni. Лицензия на разработку PL229/229B была выдана Eni Norge AS (operator, 65%) and Statoil Petroleum AS (35%).

Добыча будет вестись с помощью одной из крупнейших платформ типа FPSO, спроектированной норвежской компанией Sevan, строительство которой велось на верфи Hyundai Heavy Industries в Корее. Согласно проекту разработки Голиаф, утвержденному в 2009 г. норвежским парламентом Стортингом, промышленное освоение месторождения должно было начаться в 2013 г. Однако из-за задержек со строительством платформы, долго не находившей решения проблемы присутствия на месторождении больших запасов газа, запуск Голиаф неоднократно переносился.

Инновационная добычная платформа сферической формы, разработанная Sevan Marine, построенная на южнокорейской верфи Hyundai Heavy Industries, была сдана и установлена на месторождении с задержкой в два года. Но на этом проблемы с платформой для Голиаф не закончились. Еще в августе этого года оператор проекта Eni Norge озвучивал планы о введении ее в эксплуатацию через несколько недель, однако они растянулись на месяцы. В ноябре норвежские власти проинспектировали долгострой на предмет безопасности, выявили целый ряд недочетов. Кроме того, ряд экспертов заявили об убыточности разработки этого арктического проекта в условиях низких цен и колоссального роста издержек при строительстве платформы: стоимость проекта уже превысила 6 млрд долларов.

По информации Eni на месторождении будет добываться 100 тыс. баррелей нефти в сутки. Всего на месторождении планируется запустить 22 скважины, из которых 17 уже закончены бурением. Итальянская компания работает в Норвегии с 1965 г., участвует в проектах освоения месторождений Экофиск, Норне, Осгард, Хейдрун, Кристин, Миккел и Урд, добыча на которых по итогам 2015 г. принесла Eni 106 тыс. баррелей н. э.

Викинги от Арктики не отказываются.

Сегодня Норвегия концентрирует свои усилия на новом прорывном направлении – масштабном освоении северных районов Норвежского моря, а также принадлежащей стране части Баренцева. Два года назад консалтинговая компания Rystad Energy представила обширный доклад о разработке углеводородных запасов в северной части страны под названием «Уровень развития нефтегазовой промышленности на Севере Норвегии» (“The level of activity in the oil and gas in Northern Norway”). Согласно прогнозам северная часть страны станет новым национальным центром реализации нефтегазовых проектов. Этому будет способствовать также неизбежное снижение добычи на зрелых месторождениях в традиционном регионе норвежской нефтяной промышленности – Северном море. В норвежской части Баренцева моря ведется активное разведочное бурение, со сравнительно высокими показателями успешности. Rystad Energy оценивает ресурсный потенциал нового региона в 27 млрд баррелей н. э.: 20 млрд баррелей н. э. в норвежской части Баренцева моря и 7 млрд н. э. в северной части Норвежского. Согласно прогнозу консалтинговой компании, каждые три года в регионе на баланс будет ставиться (по самым скромным оценкам) порядка 1 млрд баррелей н. э. новых углеводородных ресурсов. Однако нужно отметить, что открытия на шельфе Норвегии, сделанные за последнее время, привели к пересмотру оценки нефтегазоносности Баренцева моря: ранее считалось, что в этом регионе сосредоточены в основном газовые ресурсы. Но как оказалось, этот прогноз справедлив лишь в отношении российской части баренцевоморской нефтегазовой провинции, где обнаружены крупнейшие газовые месторождения: Штокмановское, Ледовое и Лудловское. С той стороны границы в Баренцевом море были сделаны значительные по своему ресурсному потенциалу открытия: например, нефтяное месторождение Йохан Кастберг (Johan Castberg). Объемы геологоразведочных работ в Баренцевом море будут лишь расти.

Согласно прогнозу Rystad Energy, до 2030 г. разработка северной части Норвежского моря будет сосредоточена вокруг нефтяных месторождений Норн (Norne), разрабатываемого Statoil с 1997 г., и нефтегазового Скарв (Scarv), введенного в эксплуатацию BP в начале 2013 г. Крупнейшим проектом в регионе станет освоение глубоководного газового месторождения Оста Ханстин (Aasta Hansteen). Месторождение было открыто в 1997 г. в 300 км от берега, на глубине воды в 1300 м. Извлекаемые ресурсы газа Оста Ханстин оцениваются в 47 млрд куб. м. Бурение эксплуатационных скважин начнется здесь в начале 2016 г., а ввод его в промышленную разработку запланирован в третьем квартале 2017 г. На Оста Ханстин планируется установить крупнейшую в мире платформу типа SPAR. Оператор проекта Statoil введет в эксплуатацию газопровод, получивший название Polarled, мощностью в 70 млн куб. м в сутки и протяженностью в 480 км, который свяжет месторождение с газоперерабатывающим заводом в Нихамне, куда уже поступает газ с гигантского месторождения в Норвежском море Ормен Ланге (Ormen Lange).

На арктическом шельфе Норвегии в начале декабря был отмечен небывалый спрос на участки в Баренцевом море в рамках проводимого в королевстве 23-го лицензионного раунда. Интерес, прежде всего, вызвали впервые открытые для работы нефтегазовых компаний районы вдоль границы с Российской Федерацией. Согласно оценке Норвежского нефтяного директората, в юго-восточной части Баренцева моря (44 тыс. кв. км у морской границы с РФ), извлекаемые запасы углеводородов на этом участке оцениваются в 1,9 млрд баррелей н. э, большая часть этих ресурсов приходится на газ и лишь порядка 15% – нефть. По данным директората, наиболее перспективны для открытия месторождений нефти и газа следующие геологические структуры: платформа Бьярмеланда на севере и свод Федынского на востоке считаются в основном газоносными провинциями; бассейны Нордкаппа и Тидлибанка, а также Финмаркская платформа могут иметь запасы и нефти, и газа.

Громадные прогнозные ресурсы свода Федынского, которые любят сравнивать с иранским месторождением Южный Парс, расположены на границе между Норвегией и Россией. Согласно оценкам российских экспертов, лишь 10% углеводородов свода Федынского относится к территории Норвегии, и если РФ не хочет остаться в стороне от разработки этого участка Баренцева моря (чьи ресурсы, по предварительным прогнозам, в несколько раз превышают запасы Штокмановского месторождения), ей неизбежно предстоит форсировать свою нефтегазовую деятельность в Арктике и привлечь в эти проекты громадные по объемам инвестиции.

Сейчас Норвегия и Россия пытаются поддерживать сотрудничество во многих сферах, несмотря на то, что королевство присоединилось ко всем пакетам европейских санкций против РФ. «Бизнеса “как обычно” сейчас действительно нет. Действуют российские санкции против Норвегии и норвежские санкции против России из-за международной ситуации. Тем не менее, мы поддерживаем успешное сотрудничество на региональном уровне и в областях, важных для арктического региона. Мы по-прежнему проводим совместные спасательные учения. Из-за ухудшения экономической ситуации в России снизились объемы трансграничной торговли, однако в этом году, насколько мне известно, они вновь начали расти», – утверждает норвежский премьер-министр Эрна Сульберг.

Новые горизонты российско-норвежского сотрудничества открывают планы строительства к 2019 г. в Мурманске Кольской верфи для проектов компании «НОВАТЭК». Реализация этих планов предполагается с участием норвежской Kvaerner. Стоимость возведения верфи оценивается как минимум в 500 млн долларов. На Кольской «НОВАТЭК» собирается вести строительство крупнотоннажных сооружений для будущего СПГ-завода на Гыдане, который планируется расположить на платформе гравитационного типа, под которую будет использован бывший танкер-накопитель «Белокаменка». В начале февраля планы приобрели реальные очертания. Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений получил статус стратегического инвестиционного проекта Мурманской области. Предполагается создание специализированной верфи, состоящей из двух сухих доков размерами 400 на 200 м каждый, где планируется начать строительство железобетонных платформ гравитационного типа для СПГ-заводов, буровых и добычных платформ для шельфовых проектов западного сектора Арктики. Кроме того, Кольская верфь совместно с ведущими судостроительными корпорациями будет строить крупнотоннажные сооружения для обслуживания перевозок по Северному морскому пути. Согласно планам, закладка первого СПГ-завода на платформе гравитационного типа предполагается в 2018-2019 годах.

Мария Кутузова