Арктическая нефть пришла в Китай

«Газпром нефть» впервые поставила нефть сорта Novy Port в КНР. Первая поставка в объеме 144 тыс. т выполнена в порт Янтай. Как сообщает компания, с начала экспорта в 2013 г. нефти, добываемой в российской Арктике, «Газпром нефть» отправила в европейские страны более 40 млн т сортов ARCO, добываемого на Приразломном месторождении, и Novy Port, извлекаемого на Новопортовском месторождении. Но прорыв в развитии сотрудничества с ключевыми азиатскими переработчиками позволил российской ВИНК начать поставки в новом направлении, добавив в число стран-потребителей арктической нефти Китай, экономика которого активно восстанавливается от последствий пандемии коронавируса.

Маршрут танкера с арктической нефтью на борту (из Мурманска в Янтай) был проложен через арктические моря и три океана, переход продолжался 47 суток. По словам заместителя генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолия Чернера, успешный опыт реализации арктических сортов нефти на европейском рынке и глубокое понимание рынков АТР позволяют «Газпром нефти» доставить сорт Novy Port азиатским партнерам по уникальной схеме круглогодичной логистики. «С учетом планов компании по расширению географии поставок арктической нефти развитие сотрудничества с покупателями Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона имеет для нас стратегическое значение», — отметил Чернер.

Сорт Novy Port по своим свойствам относится к категории легких, c низким содержанием серы (около 0,1%). Новопортовское месторождение — одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений, расположено на полуострове Ямал, вдали от транспортной трубопроводной инфраструктуры. Извлекаемые запасы Новопортовского месторождения категорий C1 и С2 составляют более 250 млн т нефти и конденсата, а также более 320 млрд куб. м газа. Круглогодичная отгрузка осуществляется с помощью нефтеналивного терминала «Ворота Арктики» в Обской губе. 

По информации компании, для поставок нефти с арктических месторождений «Газпром нефть» использует уникальную транспортно-логистическую схему, обеспечивающую круглогодичный вывоз с минимальными затратами. Она включает в себя танкерный флот усиленного ледового класса, ледоколы сопровождения и рейдовый перевалочный комплекс в Мурманске. Эффективность и безопасность работы обеспечивает первая в мире цифровая система управления арктической логистикой «Капитан». Маркетинг арктической нефти на зарубежных рынках и фрахтование танкеров для ее вывоза покупателям осуществляет дочернее предприятие «Газпром нефти» — Gazprom Neft Trading GmbH.

Нина Маркова