Андрей Дамочкин: «На наших ПЗС работают люди годами и уходить не собираются»

Недавнишняя (относительно) выставка «Автокомплекс-2011» навела на  мысль взять интервью у сотрудников компаний, сооружающих плавучие заправочные станции. Эта тема очень редко обсуждается в прессе. Впрочем, и не удивительно — пока что не все мы рассекаем по речным дорогам на своих маломерных судах, потому что у нас их, собственно, и нет. Но кто знает, может, совсем скоро машины заполонят дороги так, что все мы переберемся на водный транспорт и будем толпиться в очереди на одну из ПЗС. Для того, чтобы заранее подготовиться к будущему, «Нефтянка» представляет вам интервью, взятое у  компании «ЛИГИР-ИТБС».

На вопросы отвечает менеджер департамента судостроения ООО «Лигир-ИТБС» Андрей Дамочкин.

Сколько стоит литр топлива на ПЗС?
— Литр топлива на ПЗС стоит также как и литр топлива на АЗС.

Какие существуют сорта топлива?
— В основном 95 и дизель.

Советуетесь ли вы с синоптиками, гидрологами и пр. перед тем, как конструировать ПЗС?
— Единственный орган, который создал правила и в соответствии, с которыми строятся ПЗС это – Российский Речной Регистр или Российский Морской Регистр Судоходства.  Плавучие заправочные станции – это суда давно известные в  судоходстве как бункеровщики или танкеры. Классификационные общества РРР и РМРС обеспечивают:
— комплексную экспертизу проектов судов,
— признание за судостроительными компаниями права выполнять работы
— технический надзор за строительством судов.
После завершения строительства классификационное общество выдает классификационные документы на судно, которые подтверждают:
— техническую пригодность для эксплуатации,
— противопожарную,
— экологическую безопасность для окружающей среды,
— а также безопасность для рабочего персонала.

Есть ли разница в конструкции в зависимости от места размещения?
— Да, есть. Если ПЗС предназначена для эксплуатации на  море, то размер ПЗС и вместимость танков больше, чем у речной ПЗС. А вообще у  каждого производителя своя конструкция, у кого-то есть двойные борта и днище, у  кого-то нет. Тут уже покупатель ПЗС выбирает, что ему важно – надежность или дешевизна.

Сколько платят сотрудникам ПЗС?
— Не могу сказать за все компании, но в основном ЗП матроса выше на 15−20%, чем у оператора АЗС. И не забывайте о том, что «чаевые» у матроса также выше, чем у  того же оператора АЗС.

Если произойдет утечка топлива, сколько потребуется времени для того, чтобы устранить проблему?
— На судах Лигир утечка невозможна! С одобрением отзываются о мерах безопасности в наших проектах сотрудники МЧС –  особенно важно, считают «пожарники» и экологи, что в районе грузовых танков с  нефтепродуктами корпуса бункеровщиков имеют двойное дно и двойные борта. На  всех бункеровщиках имеются аварийно-предупредительная система, предотвращающая пролив топлива, а также система автоматического замера уровня топлива, плотности и уровня подтоварной воды в танках.

Загрязняют ли ПЗС окружающую среду?
— Нет, даже наоборот. Мы изучали этот вопрос у экологов и делали специальный расчет. Так вот, за счет того, что подводная часть корпуса ПЗС обрастает ракушками, это способствует развитию водной флоры.

Часто ли у вас сменяются работники?
— На наших ПЗС работают люди годами и уходить не собираются. Где Вы еще найдете такую романтическую работу? ))) Пока яхт нет, рыбку можно половить.

Принимаете ли вы женщин в качестве ваших работников?
—  Я думаю, нефтетрейдеры с удовольствием бы брали операторов ПЗС-женщин, но, к сожалению, такого нет, в связи с тем, что оператор ПЗС не только проводит отпуск топлива, но и швартует яхты, а это требует сноровки и физической силы.

Насколько рентабельны ПЗС? От чего зависит их рентабельность?
— Так же, как и для любой заправочной станции, вопрос экономической эффективности ПЗС зависит от ряда параметров:
—  количество единиц флота для заправки
— удобное расположение для безопасной швартовки
— наличие качественных нефтепродуктов
— высокопрофессиональное обслуживание
— наличие сопутствующих товаров и услуг
— качественный маркетинг по привлечению клиентов
— эстетичный внешний вид
И этот список можно было бы продолжить.
Главное выбрать коммерчески привлекательное место, грамотно построенную ПЗС привлекательного вида, организовать хороший «промоушен» и обеспечить безукоризненную работу персонала.
Ведь каждый из нас знает, что эти правила надо соблюдать и для любой наземной АЗС для того, чтобы ускорить возврат инвестиций.
Мы провели детальный анализ рынка ПЗС,
— рассчитали эксплуатационные затраты,
— обработали статистику действующих ПЗС,
и на основании всех этих данных разработали технико-экономическое обоснование ПЗС, которая размещена в среднестатистическом яхт-клубе РФ.
Прежде всего,  общая характеристика рынка позволяет судить о сильных сторонах проекта и перспективности данного направления: По данным исследования Vesco Consulting в 2010 г. спрос со стороны российских покупателей на яхты составил 6−7% объема рынка в мире, а в 2012 г. ожидается уже 10%. Нами выполнен расчет срока возврата инвестиций исходя из условий среднестатистического яхт-клуба в Центральной части РФ. При среднем количестве постоянных судов около 220 и транзита в количестве порядка 120 судов в месяц, ежедневный пролив топлива составляет порядка 3,7 куба. Среднемесячное потребление топлива составит цифру порядка 110 кубов. Таким образом, срок окупаемости для речного бункеровщика составит порядка 4−х лет, для морского – порядка 5−ти. При этом, прибыль на пятом году эксплуатации будет составлять уже 90−110 тыс долл.
И это без учета устойчивой тенденции непрерывного роста количества яхт и  катеров!

Как относятся экологи к ПЗС?
— Абсолютно положительно и всеми руками ЗА!

Где целесообразно размещать ПЗС?
— В местах скопления флота. Яхт-клубы, марины, РОПы.

Какой сервис предоставлен на данных комплексах?
— Обычно на ПЗС продуют еще сопутствующие товары – напитки, еду, машинные масла, свечи и др.

Есть ли опыт у западных коллег по строительству и ведению данного бизнеса?
— У западных коллег все немного проще. Их законодательная база разрешает устанавливать бочки с топливом и колонки прямо на берегу, у нас в СНГ, к сожалению, такой опыт неприемлем, в связи с доставшимся от СССР водным кодексом, который гласит, что установка каких-либо топливных труб, бочек и т.п. в природоохранной водной 100 метровой зоне – запрещена.

Могут ли ПЗС располагаться в открытом море, а не по берегам?
— Мы практикуем такой опыт во время проведения регат и соревнований. ПЗС швартуется к буксиру и отходит от берега, буксир электричеством питает ПЗС, а  ПЗС, собственно, заправляет яхты.

Какова примерная стоимость одной ПЗС?
 — Вместимость 30м3 – 425 000 дол.США, вместимость 68м3 – 725 000 дол.США.

Как осуществляется заправка судов? В чем сложности?
— Никаких сложностей. Алгоритм таков – Подходит яхта, ее швартуют, заправляют, отшвартовывают, яхта уходит.

Чем занимаются плавучие заправки в зимнее время года?
— Наши ПЗС остаются зимовать в воде. Независимо от вместимости и района плавания, все бункеровщики выполнены из судостроительной стали повышенной прочности с  дополнительными ледовыми усилениями, что позволит пережить холодный зимний сезон без повреждений судна. По необходимости заправляют снегоходы.

Чем кормят на ПЗС?
— Операторы ловят рыбу, жарят и едят.. Шутка))). Наверняка берут с собой обеды.

Сколько судов в день удается обслужить?
— День на день не приходится. Знаю точно, что на праздники и выходные выстраивается очередь.

Не нарушают ли плавучие АЗС архитектурного баланса?
— Я б сказал, скорее дополняют. К примеру информация от наших политиков: Развитию массового яхтинга в России препятствует, прежде всего, отсутствие необходимой инфраструктуры. Несмотря на огромную протяженность внутренних водных путей – более 100 тысяч километров – на берегах наших рек и морей ничтожно мало свободных причалов, стоянок, заправок и центров технического обслуживания. Тем не менее, заинтересованность в развитии яхтенного туризма демонстрирует государство. На состоявшейся в мае 2009 году конференции в городе Плес Ивановской области министр спорта, туризма и молодежной политики РФ  Виталий Мутко заявил: «В России 100 тыс. километров внутренних водных путей. У  России есть все, чтобы стать Меккой яхтенного туризма!!!». Во многих регионах уже разработаны или разрабатываются концепции развития яхтенной инфраструктуры, а поскольку коммерческие перспективы яхтинга сомнений не вызывают, инвесторы находят участие в их реализации крайне привлекательным.

Бывали ли несчастные случаи?
— Несчастных случаев не  было.

А бывали ли забавные случаи?
— Забавные случаи были. Вот, к примеру, один из них. В прошлом году барышня на  дорогом катере решила заправиться, и подходя на катере к ПЗС, одновременно крутив руль и разговаривая по сотовому, заглушила двигатель и крикнула операторам: — «Ловите меня!». Естественно, судно по инерции приближалось к ПЗС, опытный рулевой наверняка бы подработал бы двигателем, включил задний ход и  т.д., но за рулем барышня, (ничего не имею против девушек-рулевых), и  столкновения было не избежать. Благодаря тому, что по периметру ПЗС установлен мягкий привальный брус амортизирующий удары, никто не пострадал. Но, после столкновения эта же барышня, продолжая разговаривать по телефону, сказала собеседнику, с возмущением: — «Валя, ты представляешь, мой катер ударили».

Что делают с отходами в воде?
— Фекальные воды сдают на  берег, либо если судно оборудовано очистными системами, то их очищают и в 5мильной зоне от берега сбрасывают в воду.

Каким образом обеспечивается плавучесть?
— Плавучесть и непотопляемость обеспечивается наличием сухих отсеков в корпусе ПЗС.

Насколько вероятна экологическая катастрофа в случае затопления?
— В случае с ПЗС фирмы «Лигир» экологическая катастрофа невозможна, так как ПЗС имеет двойные борта и двойное днище. Это значит, что если пробьют борт снаружи, то отсеки с топливом будут в безопасности, т.к. расстояние между отсеками 60 см. Если же будет утечка изнутри, то топливо попадет в двойной борт или днище, вытекание топлива наружу — невозможно.

Какова перспектива развития?
— Депутаты Госдумы в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», одобрили поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта, которые упрощающают доступ спортивных и прогулочных судов под флагами иностранных государств на реки и озёра России. По оценкам специалистов, ежегодно любители яхтинга будут оставлять в России несколько сот миллионов евро.
Ведь только на севере Европы находится несколько миллионов частных судов. На  Средиземноморском побережье их не меньше. Владельцы яхт, побывавшие во многих уголках мира, ищут для себя новые маршруты, и Россия может предложить их. жителей Скандинавии популярностью наверняка будут пользоваться маршруты на  Северо-Западе России (Санкт-Петербург, Карелия). Чёрное море привлечёт путешественников и спортсменов из Турции, Украины, Румынии, а во Владивосток и  Приморье будут спешить яхтсмены Японии и США. Ещё одним популярным маршрутом должна стать самая длинная река всей Европы — Волга. Для любого бизнесмена, инвестирующего средства в развитие инфраструктуры обслуживания малого флота, такая перспектива открывает «золотую жилу».

Каков спрос?
— Понятие «Плавучие заправочные станции» вошло в нашу жизнь в 2005−2007 годах. И с тех пор тема заправки топливом плавсредств развивается как альтернативное направление бизнеса в сфере розничной продажи топлива. Во многих нефтетрейдинговых компаниях РФ выделена отдельная статья бюджета на развитие этого направления. И это действительно интересное и перспективное направление для компаний, нацеленных на развитие. Интерес вызван в первую очередь тем, что это совершенно не заполненная ниша, а  также стремительным ростом единиц малого флота в РФ и в мире в целом. Только в  Москве и Подмосковье на сегодняшний день насчитывается до 25 000 единиц маломерного флота. А количество яхт на Волге, по оценкам экспертов, ежегодно удваивается.

Какова конкуренция?
— Не высока, временно.

Роснефть открыла плавучую АЗС для маломерных судов. А почему нельзя сразу и для маломерных и для больших? В чем разница?
— Разница в  том, что торговые большие суда используют другое топливо – мазут, а яхты и  катера ходят на бензине и дизеле, таких же как и для автомобилей.

Есть ли правила поведения на ПЗС для клиентов?
— Клиентам запрещено подниматься на борт ПЗС.

 

Справка: ПЗС – плавучие заправочные станции, предназначенные для заправки топливом малого флота.

«ЛИГИР-ИТБС» — международная компания, которая занимается внедрением современных комплексных решений для нефтегазовой отрасли и сферы обслуживания транспорта.