odessa_brodiИран заинтересовался возможностью транспортировать свою нефть по данному маршруту. Об этом в конце апреля сообщил Интерфакс со ссылкой на сообщение министра энергетики Украины Игоря Насалика.

По словам Насалика, для Ирана этот проект – «наилучшая логистика». Министр также добавил, что в ходе встречи сторон было принято решение заключить соответствующее соглашение в течение двух месяцев и посетить все объекты, которые могут быть использованы для перекачки иранской нефти по украинскому нефтепроводу.

Желающих поставлять нефть по маршруту Одесса-Броды украинские власти ищут с 2001 года, то есть с тех пор, как Украина завершила строительство трубопровода. Целью украинского правительства был транзит нефти с каспийских месторождений. Предполагалось, что нефть из Каспия доставляется в Баку танкерами, затем в цистернах довозится до порта Батуми по железной дороге, оттуда вновь танкерами по Черному морю транспортируется до Одессы, далее уже по трубопроводу направляется в Польшу и далее в Европу.

Стоимость проекта составила примерно в $100млн. Гранты на привлечение консультантов выделили США и Евросоюз. Строительство трубопровода велось на протяжении почти 5 лет, с 1996 до 2001г. За это время было проложено несколько новых маршрутов. К тому же, нефти на Каспии оказалось гораздо меньше, чем ожидали украинские власти, а из-за большого количества перевалок транспортировка нефти по трубопроводу Одесса-Броды оказалась нерентабельной. Невыгодным проект сделало также соседство с южной веткой трубопровода «Дружба», по которой в Европу идет российская нефть из Сибири.

В течение 15 лет предлагались различные варианты поставок по нефтепроводу «Одесса-Броды», в том числе транспортировка нефти из Венесуэлы в Беларусь через Одессу. Некоторое время трубопровод использовался в реверсном режиме и в обратном направлении, чтобы разгрузить Броды от переизбытка нефти, а также для транспортировки российской нефти в сторону Черного моря. Однако наладить регулярные поставки так и не удалось.

Как отметил директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов, нефтепровод Одесса-Броды был построен для выхода на европейский рынок именно нероссийской нефти. Поэтому особенно показательны в этом случае переговоры о поставках иранской нефти. Однако, заметил эксперт, каждый раз новая информация, которую дает министр нефти Ирана об объемах поставок не соответствует предыдущей. «Из этого я делаю вывод, что Иран медлит.(…) И это показывает, что если бы была иранская нефть в неограниченном количестве, то Одессу-Броды заполняли бы, конечно, иранской нефтью, а не российской», — объяснил эксперт.

Возникает еще один вопрос: почему Иран заинтересовался украинским нефтепроводом, от поставок по которому отказывались столько поставщиков? Иран, наконец, достиг предсанкционного уровня добычи нефти. Теперь перед страной стоит задача наладить реализацию сырья, а также восстановить позиции на рынках Азии. Резкое ухудшение отношений с Саудовской Аравией, которая стала чинить препятствия танкерам с иранской нефтью, сильно затрудняет положение Тегерана.

Возможно, транзит иранской нефти по трубопроводу Одесса-Броды – способ бросить вызов Саудовской Аравии и показать готовность ИРИ побороться за нефтяной рынок Восточной и Центральной Европы. Здесь Иран может составить конкуренцию не только Саудовской Аравии, относительно недавно начавшей поставки в Европу, но и России, которая уже является традиционным поставщиком нефти. Для самого Евросоюза появление нового игрока на европейском рынке – позитивный фактор, так как конкуренция может привести к дальнейшему снижению цен на энергоносители для потребителей региона.

Кристина Кузнецова