Президент России Владимир Путин в режиме видеосвязи дал старт работе нового терминала «Ворота Арктики» на Новопортовском месторождении, сообщают РИА Новости. Как отметил президент, при строительстве «Ворот Арктики» были «применены новейшие технические решения, связанные с работой в очень суровых условиях на полуострове Ямал».

«Это новый этап освоения Ямала, по сути, новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект – один из самых капиталоемких в нефтегазовой отрасли России», — сказал президент в ходе открытия терминала.

Проект действительно «капиталоемкий»: на его реализацию было направлено 186млрд. рублей «Газпром нефти». Однако, судя по подсчетам гендиректора компании Александра Дюкова, расходы окупятся.  «За время эксплуатации данного объекта налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 1,5 трлн рублей», — заявил Дюков на открытии терминала.

Ямал находится за Полярным кругом, а Новопортовское месторождение – одно из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в этом регионе, на которое «Газпром нефть» имеет большие планы. В текущем году компания планирует добыть там 2,5 млн тонн нефти, а в 2018г. – уже 6,3 млн тонн. Однако добычу и транспортировку осложняют экстремальные погодные условия Крайнего Севера: температура воздуха может достигать -50 градусов по Цельсию,  скорость ветра –  40 м/с, а толщина льда в Обской губе – 2,5м.

«Ворота Арктики» призваны обеспечить круглогодичную транспортировку нефти даже в подобных условиях. Нефть будет отгружаться морем с Новопортовского месторождения, а затем через Обскую губу и далее по Северному морскому пути танкерами в сопровождении ледоколов поступать потребителям.

По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, терминал работает надежно и не представляет вреда окружающей среде. «Полностью соответствует самым высоким требованиям промышленной безопасности и охраны окружающей среды. На терминале применена так называемая технология нулевого сброса – это значит, что ни при каких условиях вредные, загрязняющие вещества не попадут в акваторию Обской губы», — заявил Миллер.

Представители «Газпром нефти» говорят о «Воротах Арктики» как об уникальном, надежном, высокотехнологичном проекте, однако эксперты настроены не так воодушевленно, считая, что строительство подобных терминалов – обычная мировая практика для месторождений, которые удалены от трубопроводной системы. «Примеры есть и в России: нефть с месторождения Требса и Титова транспортируется через терминал «Варандей», выносной терминал есть у «Сахалин-2». Условие нулевого сброса – обязательный стандарт при разработке месторождений Арктики: в отличие от более южных широт нефть здесь не разлагается. А уникальность может заключаться только в крайне суровых условиях строительства», — заявляет аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров.

Эксперт считает, что «для государства стратегически важно развивать северные территории: нужно использовать Северный морской путь и брать с китайских и японских компаний плату за транспорт. Кроме того, пока не определены границы в Арктике, так что России нужно продвинуться в ее освоении».

Кристина Кузнецова