Продолжение обзора крупнейших нефтеналивных портов мира: Сингапур

Стратегический остров

Впервые Сингапур упоминается в китайских хрониках III века — остров был оплотом империи Шривиджая и назывался Пу-Ло-Чжун («Остров на краю земли»). Малайцы обосновались здесь в VII веке, назвав остров Темасек («Морской город»). 

Удобное стратегическое положение этой территории веками использовали пираты; за контроль над островом и Малаккским проливом постоянно боролись сиамские (тайские) и яванские правители.

В XIV веке эта земля стала убежищем для застигнутого бурей принца Суматры Санг Нила Утама; высадившись на берег, он увидел животное, которое принял за льва (на самом деле это был тигр), и дал острову название Сингапур, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает «Львиный город». Вскоре Сингапур вошел в состав султаната Риау-Джохор, вассала Нидерландов.

В 1819 году прибывший на остров видный британский ученый-востоковед и генерал-губернатор суматранской провинции Бенкулен (Бенгкулу) сэр Стэмфорд Раффлз увидел в Сингапуре большой потенциал для возведения крупного порта. Затем самопровозглашенный султан Хуссейн-шах за крупное вознаграждение разрешил англичанам создать на острове торговую факторию, а вслед за этим подписал с Раффлзом договор, подтверждавший права англичан на Сингапур. 

В 1824 году голландцы признали новые реалии, а через два года Британская Ост-Индская компания объединила Малакку, Пинанг и Сингапур в единое колониальное владение — Стрейтс-Сеттлментс. В 1867 году Сингапур официально стал колонией Великобритании, центром производства и экспорта каучука и олова. 

Во время Второй Мировой войны, с февраля 1942 по сентябрь 1945 года, Сингапур был оккупирован Японией. Английский премьер-министр Уинстон Черчилль назвал потерю Сингапура «самой большой бедой и самым крупным поражением Британии за всю ее историю». 

Экономическое чудо

В 1951 году остров получил статус самоуправляемого государства в составе Британской империи. В 1959 году премьер-министром страны стал легендарный Ли Куан Ю, занимавший свою должность более 30 лет. В 1963 году в результате референдума Сингапур вошел в состав Малайзии вместе с другими британскими колониями — Северное Борнео и Саравак — но спустя два года вышел из федерации и провозгласил независимость. 

В то время Сингапур представлял собой довольно бедную страну, которой приходилось импортировать буквально все, включая пресную воду и строительный песок. В течение короткого времени Ли Куан Ю превратил Сингапур в признанный финансово-торговый центр Юго-Восточной Азии и крупного производителя электроники. Кроме того, жесткая и бескомпромиссная антикоррупционная политика Ли Куан Ю привела к тому, что Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира. 

В начале 21 века Сингапур по подушевому уровню ВВП обогнал США и вошел в десятку самых богатых государств мира — свершилось «сингапурское экономическое чудо».

Первый по тоннажу

Сингапурский порт в его современных очертаниях начал строится в  1863 году. Спустя век порт Сингапура выдвинулся в число крупнейших в мире по грузообороту, перевалке нефти и тоннажу заходящих судов. В 1961 года началось строительство огромного портового комплекса Джуронг, в 1964 году учреждено единое управление порта (Port of Singapore Authority, PSA), в 1971 года на месте бывшей британской военно-морской базы создан торговый порт Сембаванг. 

В 1982 году Сингапур стал крупнейшим портом мира по тоннажу обслуженных судов, а его контейнерный оборот впервые превысил 1 млн TEU в год. В 1986 году Сингапурский порт обработал 63 млн тонн нефти и нефтепродуктов (56% общего грузооборота порта), став важнейшим бункерным портом Юго-Восточной Азии и одним из крупнейших нефтяных терминалов мира. В 1990 году оборот контейнеров превысил 5 млн TEU в год, что сделало Сингапур крупнейшим контейнерным портом мира. 

В настоящее время порт Сингапура входит в число крупнейших мировых гаваней, наряду с Роттердамом (см. материал «Европейский гигант»), Шанхаем и Гонконгом, рассказ о которых еще впереди. При этом по абсолютной величине тоннажа судов он прочно удерживает первое место в мире, а по грузообороту (это главный показатель) занимал первое место до 2005 года, когда его обогнал Шанхай. 

В настоящее время Сингапурский порт обслуживает 250 регулярных линий, ежесуточно принимая около 150 судов. Гавань делится на несколько кластеров: Танджонг Пагар, Кеппел и Брани на юге, Пасир Панджанг и Джуронг — на юго-западе, Сембаванг — на севере. Пасир Панджанг — самый глубоководный (16 м), Танджонг Пагар — самый старый (он заработал в 1972 году), Сембаванг специализируется на обработке лесоматериалов, каучука и насыпных грузов. 

Джуронг — единственный из портовых комплексов Сингапура, принадлежащий не PSA, а отдельной структуре — Jurong Town Corp.; здесь действует зона свободной торговли. Это — самый универсальный портовый район: он обрабатывает насыпные, генеральные и контейнерные грузы, принимает ролкеры, балкеры и лихтеры. Кроме того, Джуронг — главный нефтеналивной район Сингапура, причем нефтяные терминалы здесь соседствуют с крупными НПЗ, принадлежащими ExxonMobil, Singapore Petroleum и Chevron. Также на острове Букум расположен терминал и НПЗ Royal Dutch Shell.

Григорий Волчек