Продолжение обзора крупнейших нефтеналивных портов мира: Гонконг

Особый район

Территория современного Гонконга впервые вошла в состав Китая во время империи Цинь, а во времена империй Тан и Сун в Гонконге размещались торговый порт и военно-морская база. Отметим, что Гонконг на языке юэ (гуандунский диалект китайского языка) означает «Благоухающая гавань».

Первым «задокументированным» европейцем, посетившим Гонконг, был португалец Жоржи Альвареш в 1513 году. Спустя два века, после открытия филиала Британской Ост-Индской компании в Кантоне (нынешний Гуанчжоу) в регионе стало расти присутствие британцев. 

С начала XIX века британцы начали активно ввозить в Китай опиум. В 1839 году цинский двор наложил запрет на ввоз опиума, и Великобритания начала против Китая Первую опиумную войну. В 1841 году Гонконг был оккупирован британцами, а через год согласно Нанкинскому договору официально вошел в состав Британской империи. 

В 1860 году после поражения Китая во Второй Опиумной войне южная часть Коулунского полуострова согласно Пекинскому договору была передана Великобритании. В 1898 году Великобритания взяла у Китая в аренду на 99 лет север Коулунского полуострова, а также остров Ланьтау. Гонконг был объявлен порто-франко, в колонии введена британская система образования. 

В ходе Второй Мировой войны, 8 декабря 1941 года, на следующий день после атаки на Перл-Харбор, Япония напала на Гонконг; через две недели японская армия захватила стратегическую территорию и удерживала ее вплоть до окончания войны. 

После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики в Гонконг хлынул большой поток мигрантов; многие крупные компании перенесли сюда свои офисы из Шанхая и Гуанчжоу. Коммунистическое правительство КНР проводило жестко идеологизированную изоляционистскую политику, в связи с чем Гонконг стал единственным надежным и постоянно действующим каналом связи Китая с Западом. 

Благодаря росту численности населения и дешевизне рабочей силы в Гонконге быстро росли текстильная отрасль, производство бытовой техники, электроника и другие отрасли промышленности. Благодаря индустриализации и росту экспорта стабильно повышался уровень жизни населения. 

В 1978 году, после начала радикальных экономических реформ в Китае, Гонконг стал основным источником иностранных инвестиций в Китай. Через год вплотную к северной границе Гонконга, на территории провинции Гуандун была образована первая в Китае особая экономическая зона Шэньчжэнь. Производственная составляющая экономики Гонконга постепенно уменьшалась, на первый план вышел финансово-банковский сектор. 

В 1984 году была подписана совместная китайско-британская декларация, согласно которой в 1997 году, по истечению срока аренды, Гонконг должен войти в состав КНР в статусе особого административного района, имеющего высокую степень автономии. Передача суверенитета над Гонконгом в пользу Китая была проведена в полночь 1 июля 1997 года. С тех пор Гонконг живет по принципу «Одна страна, две системы». 

Опиум для народа

До британского присутствия Гонконг был небольшой рыбацкой деревушкой, часто служившей пиратским пристанищем. С 1821 года британские торговцы стали использовать Гонконг для стоянки своих судов и складирования привозимого из Индии опиума. 

По окончании Первой опиумной войны англичане начали масштабное обустройство Гонконгского торгового порта и военно-морской базы. Кроме того, британцы добились статуса порто-франко для пяти крупных китайских портов — Шанхая, Гуанчжоу, Сямыня, Фучжоу и  Нинбо, установивших регулярное сообщение с Гонконгом. 

В середине XIX века через Гонконг в Китай поставляли хлопок, хлопчатобумажные ткани и металлоизделия, а обратно везли шелк, чай, фарфор и сахар. Гонконг превратился в важный центр базирования пароходных компаний и обязательный транзитный пункт пассажирских и грузовых линий, соединявших Китай с внешним миром. В 1863 году в Гонконге была основана крупная судоверфь.

После открытия Суэцкого канала в 1869 году морские перевозки из Европы резко подешевели. Структура грузооборота Гонконгской гавани резко изменилась — через Гонконг в Китай ввозились уголь, керосин и металлы, а вывозились кожа, шерсть, овощи, бобы, растительное масло и пенька. В тот период Гонконг обеспечивал половину внешней торговли Китая, а годовой грузооборот порта приближался к 20 млн тонн, что превышало показатели крупнейших портов метрополии — Лондона, Ливерпуля и Кардиффа (подробнее о британских портах – в материале «Галопом по Европе. Туманный Альбион»). Большую значение для развития Гонконгского порта имело открытие в 1911 году Коулун-Кантонской железной дороги. 

Третий в мире

Первая Мировая война негативно сказалась на деятельности Гонконгского порта. После войны товарооборот восстанавливался очень медленно, но в 1937 году, после начала японской агрессии в Китай, роль Гонконга во внешнеэкономических связях Китая вновь выросла. Впрочем, этот рост длился недолго — во время японской оккупации Гонконга (1941 – 1945 гг.) объем торговли существенно сократился; Гонконгская гавань служила преимущественно стоянкой военно-морского флота, а торговля велась только с территориями, подконтрольными японцам. 

После войны внешняя торговля Гонконга быстро восстановилась и превысила довоенный уровень — этому способствовало то, что Гонконгский порт не был разрушен. Развитие порта повлекло за собой рост мощностей судостроительной промышленности. 

В 1960-х годах в структуре гонконгского экспорта доминировали ткани, одежда, бытовая электроника, изделия из пластмасс, станки и другое промышленное оборудование. В начале 1970-х годов порт Гонконга начал активно развивать контейнерный сектор. Важное значение имело то, что Гонконг стал перевалочным пунктом для торговли между КНР и Тайванем. 

В 1997 году Гонконг вернулся под суверенитет Китая, и вскоре стал  крупнейшим контейнерным портом мира, обработав в течение года 14,5 млн TEU. В 2007 году Гонконг занял третье место (после Шанхая и Сингапура) среди крупнейших портов мира по совокупному грузообороту. В настоящее время годовой грузооборот Гонконга составляет 300 млн тонн грузов и 25 млн TEU. 

Григорий Волчек