Суда под российским флагом могут получить исключительное право на перевозку углеводородов по Северном морскому пути (СМП), пишет Интерфакс.

«Вопрос, который я хотел бы поднять — о предоставлении судам, плавающим под российским флагом, исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути», — заявил президент России Владимир Путин на совещании по вопросам развития Северного морского пути и дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда».

По словам главы государства, этот шаг позволит нарастить объемы морских перевозок и укрепит позиции российских судоходных компаний, создав дополнительные возможности для обновления принадлежащего им флота. «Законопроект о вводе этой меры рассматривается в Государственной думе. Рассчитываю, что уже в скором времени он будет принят», — сказал президент.

Минтранс ранее уже предлагал изменить закон о недрах, разрешив перевозить нефть и газ, добываемые на шельфе Арктики, только судам под российским флагом. Сейчас речь идет о поправках в Кодекс торгового мореплавания. Как пишет издание «Ъ» со ссылкой на источник в ведомстве, суда получат такое право, если добытые в РФ ресурсы расположены на СМП. Закон не имеет обратной силы и предполагает переходный период в течение года. Предположительно, под новые требования попадут от 50 до 100 судов. Для облегчения процесса перерегистрации Минтранс принял новые правила, вступающие в силу 31 декабря, согласно которым зарегистрировать судно в российском международном реестре можно будет за сутки.

Запрет на перевозку углеводородов по СМП судам без российского флага может отразиться на работе некоторых нефтегазовых компаний, которые отгружают нефть в северных портах, и судоходных компаний, которые их обслуживают. Так, у ЛУКОЙЛа на побережье Печорского моря есть порт Варандей. Кроме нефти, которую добывает компания в Западной Сибири, здесь отгружается на экспорт нефть месторождений им.Требса и Титова. Источник, близкий к ЛУКОЙЛу, сообщил изданию «Ведомости», что компания фрахтует суда у «Совкомфлота» для транспортировки нефти, но под какими флагами они ходят, сказать затруднился.

Топ-менеджер крупной судоходной компании считает, что законопроект — это, с одной стороны, логичный шаг для отстаивания национальных интересов. «Если вы думаете, что другие страны не вводят ограничения на работу на своих шельфах и не продвигают свои интересы, вы глубоко заблуждаетесь. На шельфе Аляски, например, могут работать только американские суда под местным флагом и с американским капитаном», — говорит он. С другой стороны, эксперт напоминает, что судоходные компании заказывают строительство судов на заемные деньги, и одним из условий кредиторов является флаг, под которым судно будет ходить. «Это делается для того, чтобы знать, в какой юрисдикции находятся залоги. При смене юрисдикции банки могут потребовать залоги или полную стоимость кредита», — уточняет собеседник.

Кроме того, в рамках совещания по развитию СМП и освоению Арктики, Владимир Путин потребовал загрузить заказами судоверфь «Звезда», которая создается консорциумом «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка.

По итогам заседания главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин рассказал, что до 2035 года на «Звезде» должно быть возведено 178 судов различных типов, из них порядка 32 может заказать «Газпром» и около 56 — сама компания.

Кристина Кузнецова