«Чтобы Европа не замерзла…»

large_женские_серые_2«Газпром» продолжает бороться за свои газопроводы. На сей раз речь идет о трубопроводе Tesla, продолжающем «Турецкий поток» и предназначенном для транспортировки газа через Балканы в Австрию. Еще в июне монополия объявила о строительстве новой трубы в Европу и уточнила, что Tesla пройдет параллельно уже действующему «Северному потоку». Тогда же «Газпром» договорился о строительстве нового трубопровода с тремя европейскими компаниями — австрийской OMV AG, германской E.ON и британо-нидерландской Royal Dutch Shell.

И вот, в сентябре этого года, сообщает портал neftegaz.ru, министры иностранный дел Венгрии, Греции, Македонии и Сербии обсудят перспективы этого проекта и, возможно, подпишут Меморандум о строительстве магистрального газопровода Tesla вплоть до австрийского города Баумгартена. На встрече также планируется принять решение о подготовке технико-экономического обоснования, сказал представитель венгерской газовой компании FGSZ, которая будет отвечать за трубу на территории Венгрии.

Новый трубопровод планируется запустить в 2019г., как раз тогда, когда истекают сроки контракта с «Нафтогазом Украины». Мощность газопровода составит 27 млрд кубометров, протяженность — 1300–1400км. Предварительно проект оценивается в 4–5 млрд евро. Начало строительства запланировано на I квартал 2017 г. 

В июне, когда только разгорелись споры о целесообразности строительства нового трубопровода, аналитики, имея ввиду, очевидно, «Северный поток», говорили, что у «Газпрома» уже есть неиспользуемые трубопроводные мощности. Действующая труба действительно работает не на полную: в прошлом году по ней было транспортировано 36,5 млрд кубометров при мощности 55 млрд кубометров. «Прежде чем строить новую трубу, нужно прояснить момент с сухопутной инфраструктурой, — говорил вице-президент Argus Вячеслав Мищенко порталу gazeta.ru. — Во-первых, её придется расширять, а во-вторых, решать вопрос с Третьим энергопакетом».

Сейчас Tesla соответствует всем нормам Третьего энергопакета, а также ожидает от Европейской сети системных операторов передачи газа подтверждения статуса проекта общественного интереса. Согласно сообщению «Ведомостей», такой статус нужен для того, чтобы претендовать на финансирование из фондов ЕС. Иначе финансирование, возможно, не удастся найти: проект остро нуждается в инвесторах, а проектное финансирование может быть затруднительным.

Но это не единственная проблема. Ранее эксперты считали, что Tesla может стать заменой «Турецкого потока», что «”Газпром” либо пугает Турцию, либо пытается обогнуть Украину с севера». Теперь именно из-за «Турецкого потока» проект может сорваться. Планируется, что в Tesla газ будет идти не только из «Турецкого потока», но и из газопровода TANAP, который не предполагает транзит российского газа. Трансадриатический газопровод предназначен для поставок газа в Европу с азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Италию. Азербайджанского газа для Tesla может попросту не хватить, а это значит, что без «Турецкого потока» проекту не быть.

Тем временем Турция все медлит с подписанием межправительственного соглашения, что значительно тормозит строительство «Турецкого потока». И если раньше Россия планировала подписать соглашение с Турцией по четырем веткам газопровода, по теперь, как ранее сообщал Интерфакс, собирается ограничиться одной или двумя. Так как от «Турецкого потока» зависит строительство трубопровода Tesla, то задержка с подписанием соглашений ставит под вопрос и новый проект.

Европейцы же выдвинули свой проект, который может составить конкуренцию проекту «Газпрома», — газопровод Eastring. Его маршрут лежит от Турции через Болгарию и Румынию. И Eastring, и Tesla находятся примерно в одинаковых условиях: оба представлены в списках проектов общественного интереса, и оба с малой вероятностью могут рассчитывать на финансирование со стороны ЕС.

У Tesla есть некоторые преимущества перед Eastring. Например, Россия готова выступить гарантом, выдать привлекательную скидку на газ в размере 10% и обеспечить страны-получатели газа льготным кредитом. Однако и у европейского проекта есть покровители. Например, вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович выступает за сохранение украинского транзита, ведь если газ не будет проходить через Украину, Словакия тоже лишится большей части газа, который следует через страну дальше в Европу. Или сохранит его с помощью европейского газопровода. Поэтому у Шефчовича определенно есть резон подержать проект Eastring.

На вопрос о том, как быть в таком положении проекту Tesla, портал neftegaz.ru высказывает очень простую мысль: «Чтобы проект газопровода Tesla удался, а Европа не замерзла, России нужно в 2015 г подписать межправсоглашение с Турцией и начать строительство газопровода Турецкий поток».

Кристина Кузнецова