На выставке впервые экспонируется коллекция портретов кисти художника из собрания Государственного исторического музея. Представлены работы, освещающие все этапы творчества Рокотова: с 1760-х по 1790-е гг. Большинство из этих портретов ранее не экспонировались. Многие из них были определены в музее как работы Федора Рокотова лишь в последние годы и представлены зрителю здесь с его именем впервые. Проведенная при поддержке компании ЛУКОЙЛ реставрация и исследования позволили атрибутировать новые портреты знаменитого мастера и собрать сведения о технологии создания его произведений. Приглашаем наших читателей посмотреть видеоролик с экскурсии по выставке полотен Федора Рокотова.

Восемнадцатый век в истории русской живописи называют веком портрета, а Рокотова — главным художником этого столетия. Среди работ, представленных на выставке, центральное место занимает большой парадный портрет Екатерины Второй. Линию царского портрета на экспозиции продолжает портрет великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра Первого), исполненный в начале 1780х гг.

Большую часть представленных в ГИМ произведений составляют камерные портреты представителей московского дворянства. Образы поэта Александра Сумарокова, графа Дмитрия Матюшкина, московской красавицы Александры Васильчиковой переданы с удивительной тонкостью и психологизмом в характерной для художника живописной манере. 

Многие из этих работ ранее не экспонировались, а некоторые только после тщательного изучения были атрибутированы как работы Рокотова, и также впервые стали частью экспозиции. На выставке также можно увидеть гравюры по оригиналам художника, в том числе не дошедшим до наших дней, созданные ведущими русскими и иностранными граверами второй половины XVIII в. «Коллекция работ Федора Рокотова — настоящая жемчужина нашего собрания, и в таком полном объеме она показывается впервые. Причем не только работы самого Рокотова, которые атрибутированы, но и работы его круга, его мастерской. Выставка призвана познакомить посетителей не только с живописным наследием художника и развитием портретного жанра, но и с культурой России второй половины XVIII века. Портреты Федора Рокотова, как работы каждого большого мастера, глубоко историчны, они дают возможность увидеть и почувствовать личность человека конкретного времени, с присущими ему представлением о себе и своем месте в обществе», — считает директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Нина Маркова