Ветер, море, вертолеты.

Новости шельфовой альтернативы.

3Horns Rev1

Морской ветер считается одним из самых дорогостоящих источников энергии. Однако за последнее время затраты на создание ветроферм на шельфе значительно сократились. Создание новых типов мощных турбин, увеличение масштаба сооружаемых морских ветропарков позволяют инновационным компаниям, специализирующимся на технологиях «зеленой энергетики», существенно оптимизировать затраты.

2015 г. стал рекордным для оффшорной ветроэнергетики. Установленные в Европе мощности за прошлый год составили 3,0185 ГВт, увеличившись более чем в два раза (на 108,3%) по сравнению с 2014 г. На 15 ветрофермах в европейских странах были запущены в строй 754 ветротурбины. Таким образом, мощность морской ветроэнергетики в Европе достигла 11,027 ГВт: в строй введены 84 ветрофермы на шельфе 11 стран. В настоящее время продолжается сооружение еще шести европейских ветропарков суммарной мощностью в 1,9 ГВт, что увеличит мощность морской ветроэнергетики в Европе до 12,9 ГВт. Капиталовложения в оффшорную ветроэнергетику достигли в европейских странах 18 млрд евро в 2015 г. Кроме того, в прошлом году было принято окончательное инвестиционное решение для десяти новых проектов с суммарными инвестициями в 13,3 млрд евро.

Британская аналитическая компания Douglas-Westwood (DW) прогнозирует снижение темпов в 2016 г.: с 3,8 ГВт до 1,5 ГВт новых мощностей в глобальном масштабе. Однако старт в этом году целого ряда проектов и темпы строительства новых морских ветроферм служат хорошим предзнаменованием для роста глобального рынка шельфовой ветроэнергетики в ближайшие годы. Согласно прогнозу DW, капитальные затраты в рамках проектов по развитию морской ветроэнергетики, по которым уже принято инвестиционное решение, составят в 2016-2025 годах 200 млрд евро. Существуют также дополнительные возможности реализации проектов с инвестициями в 70 млрд евро.

По мнению британской аналитической компании, к 2025 г. мощности мировой ветроэнергетики на шельфе достигнут 74 ГВт. Рост обеспечат Великобритания, Германия и Китай, каждая из стран готовится в этот период ввести более 10 ГВт мощностей морской ветроэнергетики. По подсчетам DW, по всему миру в ближайшие десять лет будут установлены 11,6 тыс. новых ветротурбин на шельфе.

США и Южная Корея готовятся ввести в этом году свои первые морские ветрофермы – Block Island и Tamra – мощностью в 30 МВт каждая. Так, в США строительство первой прибрежной ветроэлектростанции ведет General Electric совместно с компанией Deepwater Wind. Ветроферма будет расположена в трех милях от берега острова Блок, штат Род-Айленд. Следующий американский проект в области морской ветроэнергетики планируется реализовать на шельфе Нью-Йорка. С подачи президентской администрации недалеко от побережья Лонг-Айленда для новой ветрофермы уже зарезервирован участок, где будут установлены 194 турбины общей мощностью в 700 МВт. На стадии изучения находится проект создания мощностей на 12 МВт в американском штате Виргиния. Trident Winds разрабатывает проект размещения у побережья Калифорнии плавающих ветротурбин. Норвежская нефтегазовая компания Statoil собирается построить первую такую плавучую ветроферму на 30 МВт у побережья Шотландии. Франция и Тайвань приступают к реализации первых проектов в области оффшорной ветроэнергетики. Среди новых перспективных проектов в Китае: ветроферма Hebei мощностью 300 МВт компании Suntien Green Energy стоимостью в 156 млн долларов, а также уже строящийся ветропарк Puti Island также мощностью в 300 МВт.

Ввод в строй ветроферм на шельфе Германии и Великобритании создает новые возможности для всех участников энергетического рынка в Северном море, что спасает от разорения многие сервисные компании, работавшие для нефтегазового рынка, переживающего в настоящее время кризис.

Hornsea_Zone_with_UK_Map_full_SizeDW прогнозирует до 2025 г. быстрый рост спроса на морские суда и вертолеты, используемые для оффшорных проектов ветроэнергетики. В Германии и Дании привлечение вертолетной техники для строительства и обслуживания морских ветроферм уже привело к созданию нового индустриального сегмента. В Великобритании использование вертолетов не так широко распространено. Примеры ограничены реализацией двух проектов Greater Gabbard и Westermost Rough. Однако недавно анонсированное развитие проекта Hornsea предполагает использование и морских судов, и вертолетной техники. В ближайшие годы Hornsea станет самым мощным морским ветропарком в мире. Оператор проекта – британское подразделение скандинавской компании Dong Energy – предполагает реализовать проект в четыре стадии и довести мощность ветропарка до 6 ГВт.

Среди новых перспективных технологий для шельфа: разработка нового типа подводного ветрогенератора или приливной станции. Так, компания Seamens недавно подвела итоги успешных экспериментов с энергоустановкой SeaGen мощностью 1,2 МВт на шельфе Северной Ирландии. Теперь на севере Шотландии компания MCT с помощью концерна Siemens, купившего около 90% ее акций, намерена установить 66 подобных турбин суммарной мощностью 99 МВт. Здесь развернут первый в мире Европейский центр морской энергетики с полигонами для испытаний коммерческих автономных волновых и приливных технологий.

Впереди у Siemens испытания пяти турбин улучшенной версии SeaGen-S мощностью в 2 МВт каждая у берегов Уэльса. В настоящее время приливные электростанции активно используют во Франции и Южной Корее. В Японии на океаническом течении Куросио в северной части Тихого океана, недалеко от восточного побережья страны тестируется новая конструкция подводной турбины. Специалисты утверждают, что электростанция, установленная здесь, по своей эффективности и мощности ни в чем не уступит типовой ТЭС, работающей на ископаемых видах топлива. Япония также стала инициатором новых проектов в области солнечной энергетики, размещаемых в морских акваториях. А не так давно к строительству водной солнечной электростанции мощностью 6,8 МВт приступили и в британской столице: 23 тыс. солнечных панелей будут установлены в Лондоне на водохранилище Queen Elizabeth II.

Мария Кутузова