Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Сомали
Город-крепость
Могадишо — столица, крупнейший город и главный порт Сомали, расположенный на побережье Индийского океана; население — 2,6 млн человек. Основан в XII веке арабскими и персидскими купцами как город Хамар. Позже получил арабское название Макдау, от корня qda («святой»), что, возможно, было связано с наличием в городе нескольких мечетей; другая версия происхождения топонима – производное от Magdi Shah («город шаха»). Вскоре Могадишо стал региональным центром – в то время как большая часть сомалийских почв плохо пригодна для земледелия, земля в окрестностях Могадишо относительно плодородная.
В XVI-XIX веках Могадишо находился во власти Португалии (начало колонизации положила экспедиция под руководством великого мореплавателя Васко да Гамы), в 1871 году город захватил султанат Занзибара, через 20 лет передавший Могадишо под контроль Италии; вскоре Могадишо стал столицей Итальянского Сомали.
Во время Второй Мировой войны, в феврале 1941 года союзные войска оккупировали город. Британцы контролировали Могадишо до 1952 года, когда Италия вернула свой бывший протекторат, но ненадолго – в 1960 году Сомали обрела независимость, а Могадишо стал ее столицей.
Увы, в 1988 году в стране началась кровопролитная гражданская война, имевшая трагические последствия – Сомали разделилась на 6 самостоятельных частей, имеющих друг к другу территориальные претензии. Предпринятая США и ООН в 1992-1995 годах миротворческая операция закончилась неудачей. В 2004 году было создано базирующееся в Могадишо переходное федеральное правительство Сомали, признанное ООН легитимным органом центральной власти. Вскоре новой серьезной угрозой для страны стала исламистская организация «Союз исламских судов», летом 2006 года захватившая Могадишо и контролировавшая его в течение полугода. Затем «Союз исламских судов» был разгромлен, но на смену ему пришла еще более радикальная группировка «Харакат аш-Шабаб аль-Муджахидин» («Молодежное движение моджахедов»), перешедшая к диверсионным методам борьбы. С тех пор в городе регулярно происходят террористические акты, в самом крупном из которых 14 октября 2017 года погибло 587 человек и более тысячи человек получили ранения.
В настоящее время город, контролируемый правительственными войсками и миротворцами Африканского Союза, представляет собой укрепленную крепость, охраняемую многочисленными блокпостами.
На территории современного Могадишо с его удобной естественной бухтой еще во времена Римской империи существовал торговый порт под названием Сарапион. Современные очертания гавань Могадишо приняла в 1930 году, когда были расширены и механизированы причалы, построены новые складские помещения, сооружена защитная дамба с волнорезами, а из Могадишо через внутренние районы Сомали до столицы Эфиопии Аддис-Абебы проложена железная дорога. Основу экспорта в тот период составляли бананы. Кроме того, из Могадишо были проложены регулярные пассажирские маршруты в Массауа (Эфиопия, ныне — Эритрея) и Геную (Италия). В 2014 году управление портом было передано турецкой компании Al Bayrak, привлекшей крупные инвестиции в модернизацию и расширение гавани, получившей название Alport Mogadishu. В настоящее время здесь работают 7 причалов (терминалов) глубиной до 11 м (глубина подходного канала — 14 м); в 60 км от гавани Могадишо находится портопункт Мерка, специализирующийся на обслуживании рыболовецкого флота. Общая площадь складов порта Могадишо — 65 тыс. кв. м, открытых площадок – 202 тыс. кв. м. Основные грузы – нефть и нефтепродукты, зерно, бананы, скот, стройматериалы, контейнеры, генеральные грузы. Два нефтяных терминала — Somali Fuel и Costalina Oil, оснащенные выносным причальным устройством, способны принимать танкеры дедвейтом до 30 тыс. тонн. Годовой грузооборот – 10 млн тонн.
Оплот сепаратизма
Бербера, расположенная на севере Сомали, на побережье Аденского залива Красного моря — второй по численности город непризнанного государства Сомалиленд (после столичной Харгейсы); население — около 250 тыс. человек. До 1941 года город был административным центром Британского Сомали.
В 1969 году советские специалисты построили в Бербере современный глубоководный порт, использовавшийся как советская военно-морская база (позднее, в 1977-1991 годах, здесь размещался американский военный флот). Одновременно с гаванью для нужд военно-морской авиации ВМФ СССР в Бербере была построена взлетно-посадочная полоса длиной 4140 м, рекордная в Африке; в 1977 год авиабаза перешла под управление американских ВВС; до распада Сомали в 1991 году аэродром в Бербере находился в списке резервных посадочных площадок для космических «челноков» NASA.
В 1991 году, в разгар гражданской войны, пять северных провинций Сомали – Авдаль, Северо-Запад, Тогдер, Санааг и Суль, в колониальный период входившие в состав Британского Сомали, в одностороннем порядке провозгласили создание независимого государства Сомалиленд. Это непризнанное государство имеет значительную территорию (138 тыс. кв. км, больше Великобритании) и сравнительно небольшое население — 4 млн человек. Сомалиленд, в отличие от других частей расколовшейся страны, последовательно отвергает все предложения о воссоединении или хотя бы частичной интеграции.
Начиная с 1998 года, когда в результате эритрейско-эфиопской войны Эритрея закрыла для Эфиопии порт Асэб, соответствующие экспортно-импортные потоки перешли в Берберу; доходы от деятельности порта обеспечивают основные валютные поступления Сомалиленда.
Управление гаванью Берберы осуществляет компания Dubai Ports World (ОАЭ), обеспечившая существенные инвестиции в развитие порта (в частности, в 2021 году здесь был открыт крупный контейнерный терминал). Глубина причалов – от 9 до 17 м, максимальная длина принимаемых судов – 400 м. Регулярные грузовые маршруты из Берберы проложены в Джибути, Массауа (Эритрея), Джебель-Али и Хор-Факкан (ОАЭ), Джидду и Кинг Абдалла (Саудовская Аравия), а также в Мундру (Индия). Основные грузы – пшеница, мука, сахар, цемент, нефтепродукты, скот (верблюды, козы, крупный рогатый скот), контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 8 млн тонн.
Имени верблюда
Согласно античным хроникам, пристань на месте современного Босасо часто посещали древнегреческие купцы, называя его Мосилон. В XIV веке сомалийский купец по имени Касим основал здесь поселение Бендер-Касим, впоследствии переименованное в Босасо (по легенде, так звали любимого верблюда Касима). В средние века и вплоть до начала XX века город находился под властью султанатов Харти и Миджуртин, а затем вошел в состав Итальянского Сомали. После Второй Мировой войны на месте Итальянского Сомали была образована подопечная территория ООН, в 1960 году вошедшая в состав новообразованного государства Сомали.
В 2001 году, в результате гражданской войны девять северо-восточных провинций страны, включая Босасо, объявили о своем суверенитете в качестве независимого государства Пунтленд, названного в честь древней земли Пунт. Позже Пунтленд с населением 3,5 млн человек и территорией 212,5 тыс. кв. км (больше Белоруссии) официально признан автономным районом в составе федеративного Сомали; при этом регион фактически независим от федеральных властей.
Босасо с населением около 0,5 млн человек — главный порт Пунтленда. К сожалению, в нулевые годы Пунтленд, наряду с соседним автономным регионом Галмудуг (Центральное Сомали), получил печальную известность «пиратского берега»; соответственно, морские разбойники были существенной помехой для торгового судоходства и развития портового хозяйства в данном районе. По мере успешной борьбы с пиратами, в которой приняли участие и военные корабли российского ВМФ, начиная с 2012 года объем перевозок грузов и их перевалки в сомалийских портах, включая Босасо, постепенно восстанавливаются. Кроме того, в Пунтленде началась промышленная добыча нефти на месторождениях Дарур-Вэлли и Нугаль-Вэлли.
Современный порт Босасо, также называемый Бендер-Касим, построен в 1985 году. С 2017 года порт находится в 30-летнем концессионном управлении у компании P&O Ports (Дубай), активно инвестирующей в развитие гавани. Глубина причалов – от 7 до 9 м; основные грузы — скот, рыба, нефтепродукты, стройматериалы, контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 7 млн тонн.
Кланы и исламисты
Кисмайо, столица непризнанного государства Джубаленд, расположен на юге Сомали, близ границы с Кенией, на побережье Индийского океана. Изначально поселение было организовано племенем баджуни. В XV-XVII веках Кисмайо входил в состав имамата Аджуран, затем, в XIХ веке – султаната Занзибар, а с 1895 года стал частью британской колонии Кения. В 1926 году Кисмайо вошел в состав Итальянского Сомали и стал административным центром провинции Ольтре Джиба. С 1960 года – часть суверенного государства Сомали.
В годы гражданской войны в Сомали за обладание Кисмайо велись ожесточенные бои между различными этническими (клановыми) формированиями; остановить братоубийственную войну не смогла даже масштабная миротворческая операция ООН. В 2006 году город в течение нескольких месяцев был занят войсками исламистской организации «Союз исламских судов», а в 2008-2012 годах контролировался еще более радикальной группировкой «Харакат аш-Шабаб аль-Муджахидин».
В 2013 году было провозглашено создание, по сути, независимого государства Джубаленд, объединившего три сомалийских провинции — Нижнюю Джуббу (Кисмайо), Среднюю Джуббу (Буале) и Гедо (Гарбахаррей) с общей территорией 87 тыс. кв. км (чуть больше Австрии) и населением 1 млн человек. Столицей квази-государства (в официальном обиходе — автономного района) стал Кисмайо. Для более успешной борьбы с исламистами в 2014 году подписано соглашение о вхождении вооруженных сил Джубаленда в состав армии федерального правительства Сомали, но этим интеграционный процесс пока ограничился.
Порт Кисмайо, построенный в 1967 году, занимает район близ устья реки Джубба. Имеет 4 терминала и небольшую судоремонтную верфь. Основные грузы – бананы, зерно, сахар, скот, стройматериалы, машины и оборудование, нефтепродукты, контейнеры, генеральные грузы. Максимальные габариты обрабатываемых судов: осадка – 8,5 м, длина – 210 м, дедвейт – 42 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 5 млн тонн; при этом 80% портовых мощностей не используется.
Григорий Волчек