Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Мадагаскар
Маленький континент
Мадагаскар — четвертый по величине остров мира; расположен в западной части Индийского океана, у юго-восточного побережья Африки, отделен от нее Мозамбикским проливом. Длина острова — около 1600 км, ширина — 570 км, площадь — 587 тыс. кв. км (больше Таиланда, Испании и Швеции).
Животные и растения острова уникальны — более 90% из них существуют только на Мадагаскаре, из-за чего остров часто называют «маленьким континентом». Богатейшая островная фауна, символом которой является кольцехвостый (кошачий) лемур, дала сценарную основу для создания популярного мультипликационного фильма «Мадагаскар».

Отметим, что Мадагаскар с населением около 30 млн человек — крупнейшее в мире государство, занимающее один остров (если не считать несколько соседних маленьких островков). Островной характер страны и огромная протяженность береговой линии – более 5 тыс. км — обуславливают большое количество портов, среди которых есть и весьма крупные.
Операция «Броненосец»
Туамасина (Таматаве) — город на востоке острова, административный центр одноименной провинции; находится в 200 км к северо-востоку от Антананариву, столицы и крупнейшего города Мадагаскара. Название переводится с малагасийского языка как «соленое озеро».

Исторически город входил в состав королевства Имерина. В 1894 году Туамасина была захвачена французским экспедиционным корпусом, что стало началом Второй франко-малагасийской войны. В 1896 году, по окончанию войны, туземная монархия была упразднена, Национальное Собрание провозгласило аннексию Мадагаскара и остров стал французской колонией (заморской территорией).
Важнейшим событием в истории Туамасины стал морской десант союзников в сентябре 1942 года (операция Jane), один из ключевых элементов стратегической военной операции Ironclad («Броненосец»). Эта военная кампания, направленная против французского гарнизона, подчинявшегося марионеточному профашистскому «правительства Виши», препятствовала созданию на Мадагаскаре японских военно-морских баз с целью контроля западной части Индийского океана и южной Атлантики.
Особая значимость Ironclad заключается в том, что она стала первой в годы Второй Мировой войны крупномасштабной операцией союзников, объединившей под командованием британского генерала Роберта Стерджеса морские, сухопутные и воздушные силы Великобритании, Австралии, Южно-Африканского Союза (ныне — ЮАР) и Северной Родезии (ныне – Зимбабве). Отметим, что топливо для операции в объеме 15 тыс. тонн обеспечил СССР — ценный груз доставили советские танкеры «Сахалин» и «Туапсе».

По итогам операции контроль над островом перешел голлистской организации «Свободная Франция» (верховным комиссаром Мадагаскара и других островов в Индийском океане был назначен дивизионный генерал Поль Лежантийом).
После войны, как и многие другие колонии, Мадагаскар активно добивался независимости. В 1958 году была провозглашена автономная Малагасийская Республика под французским протекторатом, а спустя два года провозглашена независимая Малагасийская Республика.
Среди многочисленных промышленных предприятий Туамасины выделяется крупный по местным меркам НПЗ Huilerie Industrielle et Tamatave. В настоящее время население города составляет 350 тыс. человек.
Туамасина – крупнейший и старейший морской порт Мадагаскара, обслуживающий большую часть внешней торговли страны. Гавань может принимать суда длиной до 450 м и осадкой до 15 м. Нефтеналивной терминал с регазифиционным СПГ-комплексом обслуживает танкеры длиной до 230 м и осадкой до 12 м. Для пассажирских судов и паромов выделены отдельные терминалы. Основные грузы – сельхозпродукция (кофе, рис, бананы, ваниль, перец, гвоздика, волокно из листьев пальмы раффия, каучук, шкуры, скот), нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, металлопрокат, золото, графит. Годовой грузооборот — 30 млн тонн.
Именем короля
Таулантару (Толанаро) расположен на юго-восточном побережье Мадагаскара. Эту местность открыли португальцы в 1500 году. В 1643 году Французская Ост-Индская Компания (Compagnie des Indes Orientales) основала здесь торговую факторию, названную Форт-Дофин в честь французского кронпринца (дофина) Луи-Дьедоннэ, ставшего в том же году легендарным королем Людовиком XIV, известным как «король-солнце».
Сегодня Таулантару – популярное место для водного туризма и отдыха, включая дайвинг, серфинг и подводную рыбалку. Население города — 70 тыс. человек.
Порт Таулантару исторически специализировался на ловле рыбы и лобстеров, а также перевалке грузов (зерно, стройматериалы, контейнеры, генеральные грузы) для соседних крупных островов Реюньон (порт Сен-Поль) и Маврикий (Порт-Луи). Новый этап в истории гавани начался в 2009 году с открытием в бухте Сен-Люк глубоководного района Пор д’Эоала (глубина – 16 м); терминал специализируется на отгрузке ильменита (титановой руды), добываемого на крупном месторождении Мандена. Годовой грузооборот порта — 7 млн тонн.
Марш на столицу
Махадзанга (Мажунга) — город на северо-западе Мадагаскара, центр одноименной провинции. Основан арабскими мореплавателями; в XVIII веке был столицей королевства Буйна и местным центром работорговли. В 1895 году, в разгар Второй франко-малагасийской войны, город перешел под контроль французов.
В сентябре 1942 года, в ходе Мадагаскарской операции (Ironclad Operation) Махадзанга была одним из основных пунктов десантирования союзных войск – именно отсюда британская и восточно-африканская пехотные бригады и коммандос (спецназ) совершили марш-бросок на Антананариву, увенчавшийся взятием островной столицы.

Сегодня Махадзанга – популярный курорт; население города составляет 200 тыс. человек.
Махадзанга – мелководный морской порт (глубина – от 4,5 до 7 м). На подходе к гавани организованы якорные стоянки глубиной до 12 м. Основная специализация порта – отгрузка сельхозпродукции, обслуживание рыболовного и каботажного флота, бункеровка судов, а также перевалка грузов для Коморских островов (порт Морони). Годовой грузооборот — 5 млн тонн, судопоток – 500 кораблей.
Морской десант
Анциранана расположен близ северной оконечности Мадагаскара; административный центр одноименной провинции. До 1975 года город назывался Диего-Суарес по французскому прочтению имени Диогу Суариша, португальского мореплавателя, посетившего эту местность в 1543 году. Современное название города на малагасийском языке означает «порт».
Поселение на берегу удобной бухты и небольшие соседние острова Носси-Бе и Носси-Бураха стали французским протекторатом в 1885 году, после Первой франко-малагасийской войны. Французы построили здесь причальные сооружения и основали военно-морскую базу.

С декабря 1904 по март 1905 года в Диего-Суаресе (в русской историографии чаще используется название «бухта Носси-Бе») Вторая Тихоокеанская эскадра Российского императорского флота под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского, направляясь на дальневосточный театр военных действий, доукомплектовывалась за счет догонявших кораблей, пополняла запасы и проводила учебные стрельбы. Увы, вскоре эскадра была разгромлена в Цусимском сражении, ставшем печально знаменитым финалом Русско-японской войны.
Еще один важный эпизод мировой военно-морской истории произошел в Диего-Суаресе в мае 1942 года, когда именно здесь началась Мадагаскарская стратегическая операция союзных войск; морской десант британских пехотинцев, морпехов и коммандос при воздушной поддержке торпедоносцев-бомбардировщиков разгромил 3-тысячный вишистский гарнизон, укомплектованный местными и сенегальскими тиральерами (колониальной пехотой) и захватил береговые артиллерийские батареи, аэродром и военно-морскую базу. Тем самым был создан важный плацдарм для захвата всего острова, что и произошло спустя полгода. Отметим, что французская военная база функционировала в Диего-Суаресе вплоть до 1973 года.

Среди промышленных предприятий Анцирананы выделяется крупный по меркам Мадагаскара НПЗ Soluma. В настоящее время население города составляет 130 тыс. человек.
Порт Анцирананы расположен на южном берегу бухты Диего-Суарес; максимальная глубина — 8,5 м, что позволяет принимать суда длиной до 230 м и дедвейтом до 80 тыс. тонн. Основные грузы – контейнеры, Ro-Ro, нефть и нефтепродукты, рыба, сельхозпродукция (кофе, какао, перец, рис, ваниль), генеральные грузы. В гавани работает судостроительная верфь. Годовой грузооборот — 5 млн тонн, судопоток — 300 судов.
Григорий Волчек