Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Судан, Эритрея, Джибути
Страна черных
Порт-Судан, расположенный на северо-востоке Судана, на побережье Красного моря — административный центр вилайи (штата) Аль-Бахр Аль-Ахмир (Красное море), второй по размеру город страны после столичного Хартума и единственный морской порт этого крупного государства с территорией 1,9 млн кв. км и населением 40 млн человек.
Топоним происходит от названия страны и природной области Судан, расположенной к югу от Сахары; полная арабская форма названия — Bilad as-Sudan — означает «страна черных» (данный регион исторически был зоной соприкосновения арабов с чернокожим населением Африки).
Город был основан британской колониальной администрацией в 1905 году. Вскоре была построена железнодорожная магистраль Порт-Судан — Атбара — Хартум, и город приобрел стратегическое экономическое значение. Среди промышленных предприятий города выделяется крупный НПЗ Port-Sudan Refinery, управляемый китайской CNPC; строящаяся 3-я очередь завода принадлежит на паритетных началах малазийской Petronas и местной госкомпании Sudapet. В настоящее время население города составляет 600 тыс. человек.
Гавань Порт-Судана разделена на 4 портовых района — Северный (Старый порт), Южный, Зеленый и специализированный нефтяной терминал Аль-Хаир (Дама-Дама), куда по построенному в 1977 году трубопроводу Хеглиг — Хартум — Порт-Судан поступает нефть с месторождений на юге страны и из Южного Судана. Всего в гавани действуют 23 причала глубиной от 6 до 16 м, способные принимать сухогрузы, паромы и танкеры дедвейтом до 50 тыс. тонн. Пассажирский терминал гавани — важный транзитный пункт для мусульманских паломников, совершающих хадж и умру в Мекку. Основные грузы — сельхозпродукция (зерно, хлопок, меласса, растительное масло, гуммиарабик, кунжут, арахис, скот, шерсть, кожа), нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, цемент, контейнеры, генеральные грузы. В доках судоверфи производится ремонт кораблей малого и среднего класса. Годовой грузооборот — 15 млн тонн (в том числе 3 млн тонн нефтеналивных грузов), судопоток — 1000 кораблей.
Самый жаркий город
Хартум основан в 1823 году в месте слияния Белого и Голубого Нила, на мысе Аль-Хартум (по-арабски – «хобот слона»); отсюда и название города. Вскоре город стал резиденцией хукумдара (египетского генерал-губернатора), управлявшего пятью суданскими провинциями.
В 1885 году религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла, провозгласивший себя «Махди» (мессией) и объединивший племена западного и центрального Судана, штурмом взял Хартум и изгнал из страны европейских, турецких и египетских чиновников. В 1898 году восстание Махди было подавлено англо-египетскими войсками. Ключевым сражением стала битва при Омдурмане, пригороде Хартума. В ней, в частности, принял активное участие 23-летний английский лейтенант Уинстон Черчилль, написавшей о Суданской кампании цикл газетных репортажей и ставшую бестселлером книгу «Война на реке» (The River War). Еще одной отличительной особенностью этой битвы стало успешное применение англичанами главной военной новинки того времени — станковых пулеметов конструкции Хайрема Стивенса Максима.

В следующем, 1899 году Великобритания и Египет подписали соглашение о совместном управлении Суданом (англо-египетский кондоминиум). В новой государственной конструкции чиновниками высшего звена были англичане, среднего звена — египтяне; фактически Судан стал колонией Великобритании.
В ходе Второй Мировой войны, в июне 1940 года, итальянская армия, действовавшая с территории захваченной в 1936 году Абиссинии (Эфиопии), заняла часть Судана, но уже через полтора года капитулировала; Судан стал важной базой союзных войск в Северо-Восточной Африке — в частности, воинские части, набранные из местного населения, участвовали в активных боевых действиях в Египте, Ливии, Тунисе, Кении, Сомали, Эфиопии и Эритрее, продолжавшихся до конца 1943 года.
В 1951 год англо-египетский кондоминиум был отменен, и Судан стал де-юре протекторатом Египта, притом, что в Судане продолжали дислоцироваться английские войска. Впрочем, эта двусмысленная ситуация продолжалась недолго — Египет после Июльской революции 1952 года признал право суданского народа на самоопределение. В 1955 году египетские и английские войска были выведены из Судана, и 1 января 1956 года Судан провозгласил свою независимость; столицей нового государства стал Хартум.
Хартум — самый жаркий крупный город мира — даже в зимние месяцы средний температурный максимум здесь никогда не опускается ниже 30°С (бывает и 40°C!), а среднегодовой максимум составляет 37°С.
Среди промышленных предприятий Хартума выделяется крупный по местным меркам НПЗ Khartoum Oil Refinery, принадлежащий китайской CNPC.
В настоящее время население города составляет 1,5 млн человек.
Хартумский порт — речной; эта вторая по размеру (после Каира) гавань на Ниле, одной из крупнейших в мире речных систем. Основные грузы — сельхозпродукция, стройматериалы, нефтепродукты, контейнеры, генеральные грузы. Кроме грузовых причалов, есть пассажирский терминал.
Война за независимость
Массауа — административный центр провинции Сэмиэн-Кэй-Бахри (Эритрея), порт на Красном море; население составляет 60 тыс. человек.
Исторически Массауа была небольшой рыбацкой деревней; в 1513 году эту местность захватили португальцы, затем турки-османы, создавшие эялет Хабеш, в 1868 году — египетские хедивы, а спустя 20 лет — итальянцы. Массауа стала столицей итальянской колонии Эритрея, но уже через 10 лет лишилась этого статуса — в 1897 году столица была перенесена в Асмэру. Слово «Эритрея» происходит от названия Красного моря на греческом языке.
Итальянская колонизация Эритрея продолжалась более полувека; в период Второй Мировой войны, в ноябре 1941 года, итальянские войска капитулировали перед союзниками, и Эритрея перешла под контроль британской военной администрации. В 1952 году территория вошла в состав Федерации Эфиопии и Эритреи.

В 1962 году император Эфиопии, легендарный Хайле Селассие I упразднил федеративное устройство страны, чем усилил позиции сепаратистов и спровоцировал кровопролитную войну за независимость Эритреи, продолжавшуюся с разной интенсивностью более 30 лет. Одним из наиболее известных эпизодов этой войны стала массовая эвакуация эфиопских евреев (фалашей) в Израиль, основные этапы которой были проведены в 1984 году (операция «Моисей») и в 1991 году (операция «Соломон»); всего было вывезено около 30 тыс. человек.
В начале 1990-х годов в условиях общего кризиса эфиопского квази-социалистического государства эритрейские повстанцы взяли под свой контроль большую часть спорной территории. В 1993 году, после проведения референдума, была провозглашена независимость Эритреи. Увы, долгосрочной стабильности это не принесло — в 1998 году началась новая война с Эфиопией, спустя два года закончившаяся поражением Эритреи и вводом в страну миротворческого контингента ООН.
Гавань Массауа расположена на одноименном острове и состоит из трех портовых районов — Хор-Даклият (причалы для отгрузки цемента, а также нефтяной терминал Total); главный порт с доковыми бассейнами Герар-Бэй и Таулуд, где расположены причалы для сухогрузов, каботажных судов и маломерного флота (рыбацких лодок доу); Харджиго-Бэй с СПГ-терминалом Tamoil. Глубина причалов — от 4 до 12 м — и их габариты позволяют принимать суда длиной до 210 м. Кроме того, на входе в гавань имеются 4 якорные стоянки глубиной от 7 до 32 м. Основные грузы — стройматериалы, соль, рыба, нефть и нефтепродукты, Ro-Ro и сельхозпродукция (фрукты, овощи, хлопок, шелк, растительное масло, жмых, скот, шкуры, мясо), контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 5 млн тонн.
Созревающий плод
Асэб (Ассаб) — административный центр провинции Дэбуб-Кэй-Бахри (Эритрея); численность населения — более 100 тыс. человек. Расположен на крайнем юго-востоке Эритреи, на побережье Красного моря, в 500 км от столицы страны Асмэры. Название города на местном языке тигринья означает «плод». Асэб был первой итальянской территорией в Восточной Африке (с 1869 по 1941 год). После Второй Мировой войны Асэб активно развивался; в 1967 году Советский Союз построил здесь крупный прибрежный НПЗ и реконструировал порт.
До 1998 года Асэб имел важнейшее значение не только для Эритреи, но и для Эфиопии, поскольку именно через него проходила львиная часть эфиопского экспорта. Ввиду конфликта Эфиопии и Эритреи торговля через Асэб значительно уменьшилась. Тем не менее, потенциал Асэба и его географическое положение после стабилизации политической обстановки позволяют быстро нарастить портовые мощности и объем грузооборота.
В гавани Асэба находятся 7 причалов для сухогрузов, 1 причал Ro-Ro и 3 нефтеналивных терминала. Основные грузы — стройматериалы, оборудование, автомобили, нефть и нефтепродукты, рыба, сельхозпродукция (шкуры, кожа, растительное масло, кофе), контейнеры, генеральные грузы. Максимальные параметры принимаемых судов: длина — до 200 м, ширина — до 32 м, осадка — до 10 м, дедвейт — до 26 тыс. тонн.
Афары и исса
Территория современного Джибути, расположенного на побережье бухты Таджура (части Аденского залива) была населена еще в глубокой древности. Остатки сохранившихся здесь оросительных сооружений свидетельствуют о том, что местное население занималось ирригационным земледелием. В III-I веках до н.э. в Джибути стали проникать индийские, персидские и аравийские торговцы. Одновременно территория Джибути начала заселяться кочевыми племенами, говорящими на кушитских языках — афарами и исса.
С VII века н.э. началась исламизация территории, и с этого времени Джибути попадает под власть арабских султанатов. В XIV-XVI веках здесь шли постоянные войны мусульманских султанатов Сомали против христианской Эфиопской империи. В XVI веке весь Африканский Рог (Сомалийский полуостров), включая территорию Джибути, перешел под власть португальцев, а затем ее захватил султанат Оман. Коренное население сохраняло кочевой образ жизни, а арабы составляли управленческую и торговую элиту региона.
В середине XIX века в связи со строительством Суэцкого канала ведущие европейские державы начали борьбу за обладание Джибути. Всех опередила Франция, в 1862 году получившая контроль над территорией и якорной стоянкой в Обоке. После открытия в 1869 году Суэцкого канала значение Джибути резко возросло, и французы расширили свои владения, включив в них оба берега бухты Таджура. Эта территория получила название протекторат Обок. В 1888 году здесь был заложен город Джибути, вскоре ставший административным центром протектората, переименованного во Французский берег Сомали.
В 1917 году была построена железная дорога от Джибути через Дыре-Дауа в Аддис-Абебу, столицу Эфиопии. Таким образом Джибути стал единственным портом, через который шла торговля Эфиопии с внешним миром; благодаря этому экономика города стала развиваться ускоренными темпами.
Французский берег Сомали не принимал активного участия в событиях Второй Мировой войны. Англичане организовали морскую и сухопутную блокаду территории, пытаясь заставить вишистскую администрацию колонии перейти на сторону голлистской «Свободной Франции». Несмотря на поток контрабандных товаров, перевозимых местными кочевниками, в целом блокада достигла своих целей, и в декабре 1942 году управление колонией перешло к голлистам. Летом-осенью 1944 года пехотный батальон из Джибути участвовал в освобождении Франции.
После войны колония была реорганизована в заморскую территорию, получившую два депутатских мандата в парламенте Франции. В 1967 году Французский берег Сомали был переименован во Французскую территорию афаров и исса. Спустя 10 лет, после референдума, была провозглашена независимость Республики Джибути со столицей в одноименном городе.
Сегодня население города составляет 0,5 млн человек, половину населения страны.
Современные очертания гавань Джибути приобрела в 1957 году благодаря строительству четырех глубоководных причалов и углублению подходных каналов. Тогда же французская нефтяная компания Pétroles de Somalie, ныне известная как Total, организовала в порту бункеровку; вскоре конкуренцию ей составила американская компания Mobil Oil (ныне — Exxon Mobil). В 1985 году в гавани был построен крупный контейнерный терминал.
Главная специализация гавани — транзит грузов, идущих через Суэцкий канал, и обслуживание эфиопских потребителей (порт Джибути обеспечивает более 90% внешнеторгового оборота Эфиопии, крупной страны с населением 120 млн человек). Гавань состоит из 5 портовых районов — старый порт, Дамерджог, Дорале, Таджура и Губет. Глубина причалов — от 10 до 20 м. Нефтяной терминал Horizon Djibouti принимает танкеры осадкой до 20 м; объем резервуарного парка — 370 тыс. кубометров. Несколько причалов зарезервированы для использования Военно-морскими силами США, Франции и Китая.
Основные грузы — нефть и нефтепродукты (включая значительные объемы бункеровки), кофе, промышленное оборудование, металлопрокат, автомобили, удобрения, стройматериалы (цемент, клинкер), сельхозпродукция (скот, кожа, шкуры, пшеница, сорго), контейнеры, генеральные грузы. Максимальные размеры обслуживаемых судов: длина — 230 м, ширина — 33 м, дедвейт — 50 тыс. тонн. Судоверфь Damen Shipyard имеет в своем составе плавучий док длиной 50 м, шириной 20 м и осадкой 12 м.
Григорий Волчек