Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Мозамбик

Река Святого духа

Мапуту — столица и крупнейший город Мозамбика; расположен на юге страны, на побережье Индийского океана. Первый европеец, побывавший здесь — неутомимый Васко де Гама (1498 год). Город основан в 1760 году как военный форт и торговая фактория, назван в честь португальского мореплавателя Лоренсу Маркиша. В 1897 году Лоренсу-Маркиш стал столицей Португальской Восточной Африки. Одновременно с этим завершилось строительство железной дороги до столицы южноафриканских британских колоний Претории. Наличие стратегической магистрали существенно способствовало развитию Лоренсу-Маркиша. 

В 1962 году в Мозамбике началась война за независимость от португальского владычества. Война длилась 12 лет и закончилась в 1974 году, когда в Португалии в ходе «революции гвоздик» был свергнут авторитарный режим Салазара-Каэтану. Новое правительство Португалии предоставило независимость всем колониям, и 25 июня 1975 года была провозглашена Народная Республика Мозамбик со столицей в Лоренсу-Маркише. Год спустя город был переименован в Мапуту по названию близлежащих реки и залива. Увы, в том же году началась гражданская война между просоветским правительством Мозамбика и прозападной оппозицией. Война длилась долгих 16 лет, до 1992 года, после чего в стране начался активный экономический рост. 

В настоящее время население Мапуту составляет около 2 млн человек. 

Порт Мапуту расположен в бухте Делагоа, на северном берегу эстуария Эспириту-Санту («река Святого духа»). Глубоководный причал в гавани — первый подобный объект в Африке — был построен еще в 1903 году, после чего несколько раз расширялся. Порт исторически обслуживает регулярные грузовые маршруты в Англию (Саутгемптон), Германию (Гамбург) и Португалию (Лиссабон). Вход в гавань осуществляется по двум каналам глубиной 8,5 и 10,5 м; имеются якорные стоянки, расположенные на глубине 11-14 м. Гавань делится на два портовых района — Мапуту и Матола (город-спутник столицы). В порту работают 16 причалов общей длиной более 4 км. Основные грузы — уголь, нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, металлопрокат, металлолом, лес, зерно, медь, алюминий, хромиты, хлопок, сахар, фрукты (цитрусы), сизаль (волокно из листьев агавы), копра (мякоть кокоса), чай, контейнеры. Порт обслуживает потребителей из Мозамбика, ЮАР, Эсватини (Свазиленда) и Зимбабве. Одновременно гавань может принимать более 25 судов дедвейтом до 120 тыс. тонн. Нефтяное хозяйство порта включает два нефтехранилища, трубопровод и специализированный нефтеналивной терминал. К гавани примыкают НПЗ Oilmoz мощностью по переработке 22 тыс. баррелей нефти в сутки и регазификационный СПГ-терминал. Бункеровочные мощности позволяют заправляться мазутом, дизтопливом и газомоторным топливом. Судоверфь, располагающая двумя сухими доками длиной 80 м, может ремонтировать небольшие корабли. Две марины принимают яхты и небольшие прогулочные и пассажирские суда. Годовой грузооборот порта — 40 млн тонн.

Даешь стране угля

Накала — город в провинции Нампула на севере страны. Важный промышленный и сельскохозяйственный центр; основные отрасли промышленности — нефтепереработка (НПЗ S&S Refinery), производство цемента и сизаля. В настоящее время население города составляет 250 тыс. человек.

Накала — естественный глубоководный порт, один из самых глубоких на восточноафриканском побережье. Современные очертания порт принял в 1951 году и с тех пор неоднократно модернизировался и расширялся. Гавань Накалы состоит из четырех доковых бассейнов (бухт) — Фернан Велозо, Бенго, Намелала и Муананкуло. Крупный угольный терминал расположен в городе-спутнике Накала-а-Вейя. Помимо мозамбикских потребителей, порт обслуживает компании из соседних стран, не имеющих выхода к морю — Замбии и Малави, с которыми гавань связана железнодорожной магистралью Central East African Railways. По этой же трассе в Накалу доставляется коксующийся уголь из гигантского месторождения Моатиз (извлекаемые запасы — 2,5 млрд. тонн), расположенного в провинции Тете на северо-западе Мозамбика. В гавани работают 6 причалов глубиной от 8 до 15 м, а также пассажирский терминал. Нефтеналивной терминал связан с резервуарным парком 3,5-километровым трубопроводом; бункеровка производится на терминале генеральных грузов. 8 крытых складов имеют общую площадь 21 тыс. кв. м, открытые грузовые площадки — 800 тыс. кв. м. Основные грузы — уголь, цемент, лес, нефть и нефтепродукты, стройматериалы, сельхозпродукция (пшеница, рис, хлопок, чай, табак, арахис, кэшью, сизаль, растительное масло), контейнеры. Годовой грузопоток – 35 млн тонн; большую часть этого объема составляет уголь. 

Гавань шести государств

Бейра — второй по величине город страны, административный центр провинции Софала. В 1887 году на месте нынешней Бейры был построен военный форт и торговая фактория, где расположилась штаб-квартира португальской госкорпорации Companhia de Moçambique, полностью контролировавшей провинции Маника и Софала. В 1942 году Бейра была передана под управление португальской колониальной администрации. После 1975 года, когда Мозамбик получил независимость, советские специалисты построили в Бейре ряд производственных и логистических объектов, включая портовые причалы. В настоящее время в Бейре проживает 600 тыс. человек.

Порт Бейры находится на берегу залива Софала, в эстуарии реки Пунгве. Первый деревянный пирс появился здесь в 1895 году; в 20-е – 40-е годы причальные сооружения были модернизированы и существенно расширены. Вход в гавань осуществляется по подходному каналу Мукути. В порту действуют 11 грузовых причалов общей длиной более 2 км и глубиной от 8 до 11 м, а также причал для рыболовного флота, пассажирский терминал и судоверфь с сухим доком, обеспечивающим ремонт кораблей длиной до 110 м. Порт Бейры, помимо обслуживания потребителей из Мозамбика, обеспечивает логистические потребности партнеров из еще пяти государств — Демократической Республики Конго, Замбии, Ботсваны, Зимбабве и Малави. Основной грузопоток с этими странами обеспечивается по железнодорожным магистралям Machipanda (Бейра — Хараре — Булавайо) и Sena (Бейра — Чипата). Кроме того, от Бейры до Хараре, столицы Зимбабве, проложен нефтепровод. Основные грузы — уголь, нефть, нефтепродукты, медь, феррохром, металлопрокат, удобрения, стройматериалы (гранит, цемент), сельхозпродукция (зерно, хлопок, табак), контейнеры и генеральные грузы. Годовой грузопоток — 15 млн тонн; половину этого объема составляет отгрузка коксующегося угля из бассейна Моатиз.  

Крупнейший в Африке

Ровно год назад, в ноябре 2022 года, Мозамбик вышел на мировой газовый рынок, поставив первую партию СПГ с гигантского, крупнейшего в Африке, шельфового месторождения Ровума, расположенного у берегов северной провинции Кабу-Делгаду (начальные извлекаемые запасы — 2 трлн кубометров газа). Непосредственно газ поступил с плавучей платформы Coral South с шестью подводными газовыми скважинами; глубина моря в этом районе составляет около 1,6 тыс. м. 

Оператор проекта — международный консорциум во главе с итальянской ENI; в него также входят американская ExxonMobil, китайская CNPC, португальская Galp Energia, южнокорейская Korea Gas Corporation (Kogas) и мозамбикская Empresa Nacional de Hidrocarbonetos de Mocambique.

Береговой комплекс Rovuma LNG, откуда ведется отгрузка СПГ на газовозы, по сути, является специализированным портом.  

Григорий Волчек