Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Южно-Африканская Республика

Подарок к Рождеству

Незадолго до католического Рождества 1497 года восточное побережье Южной Африки посетила экспедиция знаменитого  португальского мореплавателя Васко да Гама, назвавшего эту местность Наталь (Natal), что означает «Рождество». Первое постоянное поселение основали здесь англичане в 1824 году; спустя 10 лет был основан город Дурбан, названный в честь губернатора британских колоний в Южной Африке сэра Бенджамина Д’Урбана. В Натале было организовано множество сахарных плантаций, для работы на которых завозились рабочие из Британской Индии; так в Дурбане и его окрестностях появилась большая индо-пакистанская община. 

В 1910 году колония Наталь стала одноименной провинцией Южно-Африканского Союза (с 1961 года — Южно-Африканской Республики); в 1994 году переименована в Квазулу — Наталь. 

В 2010 году в Дурбане на новом стадионе Moses Mabhida вместимостью 70 тыс. зрителей состоялись 7 матчей Чемпионата мира по футболу, включая полуфинал Испания — Германия.

В Дурбане расположены два крупных НПЗ — Engen и Sapref мощностью по переработке соответственно 125 тыс. и 172 тыс. баррелей в сутки.

В настоящее время население Дурбана составляет около 4 млн человек.

Дурбанская гавань — второй по размеру контейнерный порт в Африке (после египетского Порт-Саида) и четвертый в южном полушарии (после индонезийских Джакарты и Сурабая и бразильского Сантуша). В порту работают 58 причалов общей длиной 21 км и глубиной 16 — 19 м; действуют крупные автомобильный и круизный терминалы, способные принимать суда максимальных размеров, а также военно-морская база с флотилией патрульных катеров. Годовой грузооборот — 50 млн тонн, судопоток — 4,5 тыс. кораблей.

Мыс Доброй Надежды

Кейптаун — второй по численности населения после Йоханнесбурга город ЮАР; расположен на юго-западе страны, на побережье Атлантического океана. Столица Западно-Капской провинции, славится известными на весь мир достопримечательностями — гаванью, Столовой горой и мысом Доброй Надежды. 

Первые письменные свидетельства об этой местности относятся к 1486 году, когда мыс Доброй Надежды посетила экспедиция знаменитого португальского мореплавателя Бартоломеу Диаша. В 1652 году голландские колонисты под руководством Яна ван Рибека основали здесь город и порт Капстад («город на мысу»), столицу Капской колонии и базу обеспечения кораблей Голландской Ост-Индской компании (Verenigde Oost-Indische Companie), первой в мире транснациональной акционерной корпорации.

В 1814 году, после ряда англо-голландских войн, Капская колония вошла в состав Британской империи, а Капстад стал называться на британский манер — Кейптаун. По итогам второй англо-бурской войны (1899-1902) англичане объединили независимые государства Оранжевую Республику и Трансвааль с Капской колонией и Наталем, создав Южно-Африканский Союз; Кейптаун стал законодательной столицей страны, каковой является и по сей день — здесь расположены парламент ЮАР и многие правительственные учреждения.

Особую славу Кейптауну принесла проведенная здесь в 1967 году профессором Кристианом Барнардом первая в мире успешная операция по пересадке сердца. 

Самый знаменитый борец с апартеидом, Нельсон Мандела, большую часть своего 27-летнего тюремного срока отбывал в кейптаунских тюрьмах Роббен, Полсмур и Виктор-Верстер. Здесь же, в Кейптауне, 11 февраля 1990 года, в день выхода из тюрьмы, стоя на балконе городской ратуши, Мандела произнес свою самую знаменитую речь. 

В 2010 году в Кейптауне на стадионе Green Point/Cape Townвместимостью 65 тыс. зрителей состоялись 8 матчей Чемпионата мира по футболу, включая полуфинал Голландия — Уругвай.

В Кейптауне расположены два крупных НПЗ, принадлежащих американской Chevron и южноафриканской Sasol мощностью соответственно 112 тыс. и 87,5 тыс. баррелей в сутки.

В настоящее время население Кейптауна составляет 4,7 млн человек; это этнически пестрый конгломерат, состоящий из англичан, африканеров (потомков колонистов голландского, немецкого и французского происхождения), потомков рабов из Индонезии, Малайи и Мадагаскара, а также местных народов — готтентотов и коса, относящихся к языковой семье банту. 

Гавань Кейптауна расположена на западном берегу Столовой бухты, в устье реки Солт; состоит из двух доковых бассейнов — Бен Шуман (внешнего, в основном, контейнерного) и Дункан (внутреннего, универсального, включающего судоверфь, нефтеналивной терминал и марину). Исторические портовые районы — Виктория и Альфред — используются для портофлота, каботажных, рыболовецких и прогулочных судов. В гавани действуют 34 причала глубиной от 9 до 16 м. Основные грузы — сталепрокат, металлолом, уголь, лес, нефть и нефтепродукты, бумага, рыба, сельхозпродукция (фрукты, кукуруза, пшеница, рис), контейнеры, генеральные грузы. Пассажирский терминал может принимать океанские круизные суда. Судоверфь включает два сухих дока — Старрок (длина — 370 м, глубина — 14 м) и Робинсон (длина — 160 м, глубина — 8 м). Годовой грузооборот — 20 млн тонн, судопоток — 2,7 тыс. кораблей. 

Именем жены

Порт-Элизабет, в 2021 году переименованный в Гебеха — город в Восточной Капской провинции ЮАР; расположен на берегу залива Алгоа Индийского океана. Впервые упомянут в бортовом журнале экспедиции Бартоломеу Диаша в 1488 году. Основан в 1820 году британскими поселенцами; назван в честь жены губернатора Капской колонии. В 1836 году здесь были построены первые портовые сооружения. Город печально прославился во время англо-бурской войны (1899–1902 гг.) как место нахождения первого в мировой военной истории концентрационного лагеря. 

В 2010 году в Порт-Элизабет на стадионе Nelson Mandela Bay вместимостью 48 тыс. зрителей состоялись 8 игр Чемпионата мира по футболу, включая матч за 3 место между Германией и Уругваем.

Сегодня население города составляет около 1 млн жителей.

Современные контуры гавань Порт-Элизабет приобрела в 1935 году, с окончанием строительства терминала Charl Malan, в настоящее время использующегося для перевалки контейнеров и автомобилей. Порт существенно расширился за счет строительства нового портового района Нгкура. Глубина акватории — от 9,5 до 12 м. Основные грузы – фрукты (цитрусы), зерно, сталепрокат, металлолом, лес, нефть и нефтепродукты, марганцевая руда, автомобили, рыба. Портовое хозяйство включает также пассажирский терминал, яхтенную марину и небольшую судоверфь со слипами. Бункеровочные мощности обеспечивают заправку судов мазутом, дизтопливом и газомоторным топливом. Годовой грузооборот – 30 млн тонн, судопоток — 1500 кораблей. 

Угольные ворота

Ричардс-Бэй — город на побережье Индийского океана, в провинции Квазулу-Наталь, в 160 км северо-восточнее Дурбана. Основан в 1954 году на месте небольшого портового поселка, статус города получил в 1969 году; назван в честь адмирала английского флота, первого лорда Адмиралтейства сэра Фредерика Ричардса. В настоящее время в Ричардс-Бэй проживают около 100 тыс. человек; население этнически очень пестрое — белые (более 40%), негроиды (35%), азиаты и метисы.

Современный глубоководный порт построен в Ричардс-Бэй в 1976 году; по сути, это «морские ворота» Йоханнесбурга, крупнейшего города страны, и Претории, столицы ЮАР. Помимо внутренних провинций страны, гавань обслуживает также регионы Эсватини (бывшего Свазиленда) и Мозамбика. В Ричардс-Бэй действует один из крупнейших в мире угольных терминалов площадью 330 тыс. кв. м. Общая площадь территории порта — 2,2 тыс. га, акватории — 1,5 тыс. га. В гавани работают 23 причала глубиной от 8 м (причал портофлота и каботажных судов) до 19 м (угольный терминал), что позволяет принимать суда длиной до 365 м и дедвейтом до 380 тыс. тонн. Бункеровочные мощности, расположенные на трех причалах и танкере-заправщике, позволяют обслуживать суда длиной до 225 м, осадкой до 12,5 м и дедвейтом до 67 тыс. тонн. Основные грузы — каменный уголь (антрацит), коксующийся уголь, кокс, нефть, нефтепродукты, алюминий, андалузит, слюда, титановый и ванадиевый шлак, рутил (титановая руда), магнетит, ферросплавы, хром, марганец, циркон, фосфат, соль, сера, удобрения, целлюлоза, древесная щепа. Кроме того, в порту расположен пассажирский терминал, принимающий океанские круизные суда, и небольшая судоверфь. Годовой грузопоток — 110 млн тонн (включая 77 млн тонн угля), судопоток — 2 тыс. кораблей. 

Машины и зерно

Ист-Лондон — город в Восточной Капской провинции, на побережье Индийского океана. В 1847 году на этом месте был построен форт Гламорган; затем здесь стали селиться немецкие колонисты. В 1876 году в город была проведена железная дорога, давшая импульс дальнейшему развитию региона. Статус города присвоен в 1914 году. Основная инженерно-архитектурная достопримечательность — единственный в Южной Африке двухэтажный мост, построенный в 1935 году через реку Баффало. В настоящее время в городе проживают около 0,5 млн человек, в агломерации — более 1,5 млн человек. 

Порт Ист-Лондона (официальное название — Порт-Рекс) основан в 1870 году. Это — единственный речной порт ЮАР (гавань расположена в устье рек Баффало и Нахун). Порт делится на два района — Западный и Восточный. Основная специализация — отгрузка автомобилей со сборочного завода Mercedes-Benz, поставляющего ежегодно 50 тыс. машин на внутренний и американский рынки, а также зерна с крупнейшего в Южной Африке элеватора емкостью 76 тыс. тонн. Кроме того, в гавани базируется рыболовецкий флот; на двух причалах осуществляется бункеровка судов мазутом, дизтопливом и газомоторным топливом. Пассажирский терминал принимает круизные суда, а в сухом доке судоверфи ремонтируются корабли длиной до 200 м. Всего в порту работают 15 причалов глубиной от 8,5 до 14 м, позволяющих принимать суда длиной до 245 м. Годовой грузооборот — 10 млн тонн, судопоток — 500 кораблей. 

Люди каменного века

Мосселбай — курортный город в Западно-Капской провинции, на юге ЮАР. Основан в 1601 году голландским мореплавателем Паулюсом ван Каэрденом. В 1852 году поселение получило статус муниципалитета. В 2010 году американские палеоантропологи нашли в пещерах в окрестностях Мосселбая останки единственной на Земле популяции людей каменного века, живших 164 тыс. лет назад, в середине ледникового периода. Еще одна широко известная достопримечательность Мосселбая — построенный в 1864 году маяк на мысе Сент-Блез. В настоящее время население города составляет 70 тыс. человек.

Порт Мосселбая специализируется на обслуживании рыболовецкого флота и шельфовых нефтегазовых месторождений, открытых в конце 80-х годов и эксплуатируемых компанией Mossgas. Глубина акватории — от 6,5 до 8 м — позволяет принимать суда длиной до 130 м и ремонтировать небольшие корабли портового и каботажного (фидерного) флота. На входе в гавань на глубине 12 м расположены якорная стоянка и одноточечный нефтеналивной причал с тремя наливными рукавами; эти выносные причальные устройства (буи) могут обслуживать сухогрузы и танкеры длиной до 200 м и дедвейтом до 32 тыс. тонн. Бункеровка осуществляется на трех причалах и с судна-заправщика. Годовой грузооборот — 7 млн тонн (половина этого объема — наливные грузы), судопоток — 1500 кораблей.

Григорий Волчек