Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Ангола и Намибия
Ракушки – средство платежа
Луанда, столица Анголы, была основана португальским мореплавателем Паулу Диашем в 1575 году под названием Сан-Паулу-ди-Луанда. На языке одного из местных племен «луанда» означает «налог, подать»; это связано с тем, что окрестные пляжи были местом добычи раковин каури, которые с глубокой древности и до начала XX века использовались аборигенами в качестве основного платежного средства.
Статус города Сан-Паулу-ди-Луанда обрела в 1605 году; в конце XVI века город стал центром португальской колониальной администрации, а затем — одним из крупнейших центров работорговли, через который в общей сложности было вывезено около 3 млн рабов. Работорговля была отменена в 1836 году, и вскоре все порты Анголы были открыты для иностранных судов. Благодаря развитой морской торговле Луанда стала крупнейшим и наиболее развитым городом в заморских владениях обширной Португальской империи; основу экспорта составляли пальмовое и арахисовое масло, воск, древесина, слоновая кость, хлопок, кофе и какао.
В 1974 году, после «революции гвоздик», новое правительство Португалии согласилось предоставить Анголе независимость; в следующем году на политической карте мира появилось новое государство — Народная Республика Ангола со столицей в Луанде (название города было «обрезано»). Увы, практически сразу же в стране началась ожесточенная и кровопролитная гражданская война между сторонниками правящей марксистской МПЛА-Партии труда и прозападной группировкой UNITA. Война продолжалась долгих 16 лет — до 1991 года. В следующем году страна получила современное название — Республика Ангола.
Сегодня Луанда с населением 3 млн человек — не только политический, но и экономический центр страны. Среди многочисленных промышленных предприятий города можно отметить НПЗ Sonangol мощностью по переработке 55 тыс. баррелей нефти в сутки.
Основные сооружения порта Луанда расположены на побережье Атлантического океана, на мысе Майн-Изабел и песчаной косе Луанда. Общая длина причального фронта — 4 км, глубина — от 3,5 м (пассажирский причал) до 19,5 м (одноточечный танкерный причал). Максимальные габариты обслуживаемых судов: длина — 340 м, дедвейт — 225 тыс. тонн. Основные грузы — машины и оборудование, уголь, цемент, нефть, нефтепродукты, кофе, хлопок, рыба, железная руда, химикаты, контейнеры, Ro-Ro, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 15 млн тонн, пассажиропоток — 100 тыс. человек, судопоток — 4,5 тыс. кораблей. Судоверфи с двумя слипами обеспечивают ремонт небольших кораблей. Гавань Луанды служит береговой базой для офшорных нефтегазовых операций.
Выход к морю
Лобиту основан в 1843 году на территории колониального владения Португальская Западная Африка. На местном наречии название города означает «дорога, проход» (вероятно, имелся в виду выход к морю с окрестной гряды холмов). В 1928 году была пущена важная Трансафриканская (Бенгельская) железная дорога протяженностью 1,35 тыс. км, соединившая португальскую Анголу с богатой ресурсами провинцией Катанга на юго-востоке Бельгийского Конго (ныне — Демократическая Республика Конго); одновременно с дорогой начата эксплуатация морского порта Лобиту.
Ранее население города составляло более 400 тыс. человек, но после строительства моста через реку Катумбела Лобиту слился с соседним городом Бенгела в единую агломерацию с населением почти 1 млн человек.
Гавань Лобиту-Бенгела расположена на берегу Атлантического океана, на берегах одноименного залива и эстуария Катумбелы. Длина причального фронта — 5 км с глубиной от 5 м (каботажный причал) до 20 м (якорные стоянки и плавучая нефтеналивная платформа). Основные грузы — нефть, нефтепродукты, машины и оборудование, железная, марганцевая и медная руды (в том числе поставляемые из ДРК и Замбии), цветные металлы, шкуры, сизаль (волокно из листьев агавы), кофе, кукуруза, контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 5 млн тонн. Судоверфи обеспечивают ремонт кораблей различных типов.
Взрыв в порту
Ангольский город Мосамедиш основан португальцами в 1840 году. На сегодняшний день население города составляет более 300 тыс. человек. Аэропорт, находящийся практически в центре города, носит имя Юрия Гагарина.
Порт Мосамедиша, как правило, называют Намибе (по названию провинции). Самое драматичное событие в истории порта произошло 6 июня 1986 года, когда сразу три сухогруза (два советских и один кубинский), стоявшие в гавани, были подорваны пловцами-диверсантами, применившими магнитные мины.
Гавань состоит из двух портовых районов — Намибе (контейнерный) и Порт-Сако (рудный и нефтяной; собственник наливного терминала — госкомпания Sonangol). Глубина акватории — от 3 м (причал портофлота) до 18 м (подходной канал). Основные грузы — железная руда, нефть, нефтепродукты, рыба, контейнеры, генеральные грузы. Максимальные размеры обслуживаемых судов: длина — до 300 м, дедвейт — до 250 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 3 млн тонн.
Кизомба, Роза и Бегония
Ангола, имеющая доказанные извлекаемые запасы около 13 млрд баррелей нефти и добывающая 1,7 млн баррелей нефти в сутки (в основном, на шельфовых месторождениях), является вторым крупнейшим производителем нефти в Африке после Нигерии.
Основные месторождения, открытые в девяностых-двухтысячных годах — Кизомба, Роза, Пашфлор, Жирассол, Далия и Бегония; участники офшорных проектов — мировые мейджоры Exxon Mobil, Total, BP, ENI-Agip, Equinor, Sinopec, а также ангольская госкомпания Sonangol.
Наличие нефтеотгрузочных причалов на большинстве морских месторождений, где бурение, добыча и подготовка нефти ведется при помощи стационарных или плавучих платформ, позволяет причислять их к нефтеналивным портам.
Китовый залив
Уолфиш-Бей – город на побережье Атлантического океана, главный порт Намибии. Название города переводится с голландского языка как «китовый залив». В 1878 году Великобритания присоединила Уолфиш-Бей к своей Капской колонии. Через 5 лет немецкий купец Адольф Людериц выкупил у местного вождя большой участок побережья за ружья и другие товары общей стоимостью 100 фунтов стерлингов. Вскоре, по англо-германскому договору 1890 года, все побережье современной Намибии, исключая Уолфиш-Бей, отошло к Германии; таким образом были определены границы колонии Германская Юго-Западная Африка.
В начале Первой Мировой войны, в 1915 году, недавно образованный британский доминион Южно-Африканский Союз, в состав которого входила Капская колония, захватил Юго-Западную Африку. Оккупация продолжилась и после окончания войны; более того, в 1921 году порт был передан в прямое управление Южно-Африканского Союза (с 1961 года — Южно-Африканская Республика).
В 1968 году Генеральная Ассамблея ООН постановила создать на оккупированной территории независимое государство Намибия (топоним образован от названия пустыни Намиб и коренного народа нама). Резолюция Генассамблеи была выполнена только через 22 года, в 1990 году, а Уолфиш-Бей передан Намибии еще позже — в 1994 году.
В настоящее время в Уолфиш-Бей живет 100 тыс. человек, большая часть которых — ангольские трудовые мигранты, работающие портовыми докерами.
К югу от Уолфиш-Бея вдоль побережья расположена закрытая алмазная зона.
Гавань Уолфиш-Бея — конечная точка важного транспортного маршрута, ведущего во внутренние районы Южной Африки — Транс-Калахарского коридора. В порту работают 9 причалов глубиной от 10,5 до 13,5 м; один из причалов используется как нефтеналивной терминал, другой — как береговая база нефтяных офшорных операций. Максимальные размеры обслуживаемых судов: длина — до 340 м, дедвейт — до 115 тыс. тонн. Основные грузы — нефть и нефтепродукты, соль, марганцевая руда, плавиковый шпат, гранит, уголь, зерно, сахар, машины и оборудование, контейнеры. В гавани обслуживается крупный рыболовецкий флот; в портовой зоне размещены несколько предприятий рыбной промышленности, включая плавучие рыбоконсервные заводы. На судоверфи, имеющей три плавучих дока, ведется ремонт кораблей всех типов. Годовой грузооборот — 10 млн тонн (в том числе более 1 млн тонн нефти и нефтепродуктов), судопоток — 3 тыс. кораблей.
Григорий Волчек