Танкер с американской нефтью сорта «Белый орел» (White Eagle Blend, WEB) прибыл в порт литовского города Клайпеда, топливо в дальнейшем будет отправлено в Белоруссию на Новополоцкий НПЗ. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заявление пресс-секретаря концерна «Белнефтехим» Александра Тищенко. 

«В порт Клайпеды прибыл танкер с американской нефтью сорта «Белый Орел» объемом 76 тыс тонн. К вечеру начнется разгрузка. Далее нефть будет транспортироваться по железной дороге на Новополоцкий НПЗ», — проинформировал он и уточнил, что первые цистерны на завод прибудут 12–13 августа. По словам Тищенко, нефть поступит на переработку к концу месяца.

«Это вторая танкерная поставка американской нефти в Беларусь. Сорт, поставленный в этот раз, специально разработан в качестве аналога российского Urals для европейских НПЗ», — цитирует Интерфакс слова Тищенко.

Как напоминает агентство, первая американская нефть начала поступать для переработки на белорусский НПЗ «Нафтан» 11 июня. 

Как отмечает издание «Ъ», президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что республика будет покупать нефть и газ там, где ей это удобно. «Ъ» также напоминает, что в марте Лукашенко сообщил, что Минск можно построить трубопровод в Прибалтику, через который страна будет получать нефть из-за рубежа. По его словам, это позволит диверсифицировать поставки топлива и не зависеть от России.

Белоруссия начала искать новые источники поставок нефти после того, как у Белнефтехима» возникли сложности в переговорах с российскими компаниями по цене на нефть. Несмотря на достигнутое соглашение с Москвой, Минск также решил закупать как минимум 100 тыс тонн нефти в месяц реверсом из Польши. 

Так, ценовое агентство Argus Media уже подсчитало, что в августе российские компании снизят поставки нефти в Белоруссию более чем на 23%. По данным агентства, которые приводит в своем материале издание Eurasia Daily, в августе на ремонт встанет Новополоцкий НПЗ, поэтому снижение поставок придется на нефтепровод «Дружба». По сравнению с июлем они сократятся на 355 тыс тонн. Общие же поставки составят 1,22 млн тонн.  

«Железнодорожные поставки легкой малосернистой нефти из ресурсов компаний группы «Сафмар» на Мозырский НПЗ должны уменьшиться лишь на 5 тыс тонн, до 80 тыс тонн», — сообщает Argus Media. 

В интервью радио Sputnik ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков заявил, что Белоруссия считает, будто таким образом ей удастся давить на Россию. Однако для российской стороны никакой угрозы на нефтяном рынке нет. 

«Белоруссия запугивает Россию тем, что наши компании потеряют белорусский рынок нефти, хотя, конечно, это не так. Когда наши компании поставляют нефть в Белоруссию, они не платят экспортную пошлину в наш бюджет, если они те же самые объемы будут отправлять в другие страны, то они заплатят экспортную пошлины, поэтому для российского бюджета выгодно, чтобы нефть шла не в Белоруссию, а в другие страны. Причем те объемы, которые приходят из альтернативных источников — США, Азербайджана, Норвегии — это не дополнительная добыча, которая занимает новые рынки. Они просто берут нефть с одного направления и перенаправляют на другое направление. Поэтому Россия, когда ее вытесняют с белорусского рынка, просто занимает ту долю рынка, которая освободилась в других странах», — пояснил эксперт.  

Юшков отметил, что в этом случае зарабатывает Литва, поскольку становится посредником. Однако для Белоруссии экономически более выгодно было бы возобновить использование нефтепровода с Латвией, а не пользоваться железными дорогами.

«Это было бы экономически более оправдано, чем тащить через Клайпеду по железной дороге. Самый затратный вариант доставки нефти, который возможен, именно по железной дороге. Самое смешное, что Литва зарабатывает на поставках, так как Белоруссия и из других стран тащит через Клайпеду нефть себе, и самое абсурдное было, когда Белоруссия закупила танкер российской нефти с поставкой через Клайпеду», — заключил он. 

Кристина Кузнецова