СПбМТСБ совместно с РЖД при поддержке ФАС России и Банка России внедряют на рынке нефтепродуктов с поставкой железнодорожным транспортом систему «Оператор товарных поставок» (ОТП). По словам вице-президента СПбМТСБ Антона Карпова, РЖД в статусе оператора товарных поставок биржи изменит практики топливного рынка.

В течение нескольких лет Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа (СПбМТСБ) и ОАО «Российские железные дороги» искали варианты цифровизации процессов, связавших биржу и РЖД, комфортные для всех участников торгов. В 2018 г. в Национальном плане развития конкуренции на государственном уровне были поставлены задачи увеличения прозрачности и цифровизации товарных рынков, а также внедрения передовых технологий в области биржевой торговли. 19 декабря 2019 г. подписано трехстороннее соглашение между ФАС России, РЖД и СПбМТСБ. Этот документ помог внедрению на рынке нефтепродуктов института оператора товарных поставок. 

Цель нового проекта — повышение прозрачности цепочек поставок биржевого товара от покупателя до конечного грузополучателя. За счет информационной связки организованных торгов с системой железнодорожных перевозок покупатели гарантированно получают соответствующую поставку. В текущем году СПбМТСБ и РЖД завершили создание цифровой системы Оператора товарных поставок (ОТП) при торгах нефтепродуктами. Дочернее предприятие РЖД — ООО «Цифровая логистика» — стала оператором товарных поставок биржи. Согласно проекту, через личный кабинет в «Цифровой логистике» все участники процесса смогут максимально прозрачно и просто отследить процесс реализации биржевой сделки. Выглядеть это будет так: продавец и покупатель заключают договор на СПбМТСБ, покупатель в личном кабинете указывает реквизиты и пункт доставки, товар отправляется по назначению. Все стороны видят его в личном кабинете «Цифровой логистики», что резко повышает элемент прозрачности. Один из важных нюансов: открытым становится не только передвижение груза, но и его конечные потребители. 

СПбМТСБ заявила о принципиальном моменте организации процесса: введении единого расчета цены транспорта биржевого товара. Для этой цели в качестве базового документа используется Прейскурант №10-01, определяющий тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры РЖД. По информации биржи, сейчас ряд продавцов продолжает работать по собственным стандартам, например, по фактическим затратам, которые могут отличаться от Прейскуранта №10-01, и пока СПбМТСБ допускает это, учитывая особенности разных торговых подходов. Однако цель заключается в переходе всей системы на работу согласно единому методическому подходу: покупатель должен понимать, сколько будет стоить транспортировка до заключения сделки на торгах. 

По информации биржи, расчет за транспорт включает клиринг СПбМТСБ, он также виден в личном кабинете «Цифровой логистики». Следом появится информация о согласовании заявки ГУ-12. Как отмечают на бирже, именно вокруг нее всегда возникало много споров между продавцом и покупателем. Теперь же информация о согласовании или несогласовании ГУ-12 будет доступна всем сторонам, что позволит снять большое число вопросов, связанных с организацией транспортировки груза. Далее в личном кабинете автоматически появятся документы: железнодорожная транспортная накладная (договор перевозки) с отметками об отгрузке груза, с отметками о его прибытии на станцию назначения, данные о сроке нахождения вагонов на станции, о сверхнормативном сроке простоя вагонов. Раньше на получение этих документов покупателю приходилось тратить силы и значительное время. 

Все данные о фактически погруженном товаре становятся доступны онлайн участникам сделки в момент оформления транспортной накладной. При этом регулировать вопросы об объемах поставленного товара (перегруз и недогруз), а также о расчетах за сверхнормативные простои вагонов, будут не продавцы и покупатели между собой, через претензионный порядок и многочисленные суды. Вместо них этим займется клиринг биржи по информации, предоставляемой оператором товарных поставок. 

По словам вице-президента Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи Антона Карпова, сейчас после заключения договора о покупке-продаже нефтепродуктов на бирже его исполнение с поставкой по железной дороге строится в двустороннем формате. Продавец (нефтяная компания) и покупатель (участник топливного рынка) определяют между собой взаимоотношения по поводу перевозок топлива по железной дороге. «Если продавец, в обязанности которого входит организация транспорта товара, еще может поддерживать связь с представителями железной дороги, то покупатель на это не имеет никакого права. Получается, что весь перевозочный процесс идет без участия лица, которое заплатило деньги за нефтепродукты и ждет их доставки. Чтобы быть в курсе того, что происходит с уже купленным товаром, сейчас покупателям приходится заниматься целой исследовательской работой: выяснять нахождение вагона с товаром, его номер, когда он прибудет на станцию назначения, какие проблемы возникли в пути следования. Параллельно нужно формировать большой комплект документов – товарная накладная, повагонный лист, отметка станции назначения о прибытии груза и прочее. А дальше могут возникнуть истории с простоем вагонов, недогрузом, перетекающие в многомесячные судебные разбирательства. С одной стороны, кажется, что это привычные еще с прошлого века традиционные бизнес-мелочи. С другой стороны, в век интернета все выглядит уж слишком архаично. Это признают все – биржа, регуляторы, участники торгов и сама железная дорога», – отмечает Антон Карпов.

Биржа будет контролировать весь цикл от заключения сделки (покупки, продажи) до финальной поставки нефтепродуктов. В рамках биржевой инфраструктуры будет фиксироваться все: заключение договора, клиринг, деятельность оператора товарных поставок. Задачи, которые поставили перед биржевой инфраструктурой регуляторы (Банк России и Федеральная антимонопольная служба России): контроль грузовых поставок и отношений между участниками рынка, прозрачность работы клиентов. «Мы считаем, что нам это под силу, мы долго над этим работали. То, что десять лет назад казалось невозможным, сегодня становится реальностью», – считает вице-президент СПбМТСБ. 

По словам Карпова, до внедрения новой технологии биржа могла «видеть» только трейдера, купившего товар на бирже, но не его клиентов, которых может быть свыше десятка от больших нефтебаз до удаленных маленьких АЗС. Внедрение ОТП РЖД изменит практики российского рынка нефтепродуктов, сделает их открытыми. Например, в настоящее время подтверждением исполнения биржевого договора от продавца – контролера поставки является отчет о завершении поставки. Теперь же в личном кабинете «Цифровой логистики» появятся официальные железнодорожные документы, подтверждающие со стороны перевозчика РЖД, что товар принят к перевозке, по какому биржевому договору произошла эта отгрузка с указанием номера договора и номера вагона и какой фактический объем поставлен. С точки зрения развития и совершенствования биржевой торговли – это большой шаг вперед, утверждает Антон Карпов.

Похожий проект оператора товарных поставок был реализован СПбМТСБ и на трубопроводном направлении отгрузки нефтепродуктов – с компанией «Транснефть», совместно с которой были внедрены соответствующие технологии. В этом сегменте ОПТ эффективно работает уже несколько лет. В целом проект организации грузоперевозки биржевых товаров с использованием технологии оператора товарных поставок отвечает стратегии цифровизации товарного рынка и грузоперевозок, а также реализации пунктов Национального плана развития конкуренции. «Мы надеемся на увеличение сделок на СПбМТСБ за счет нового сервиса. С использованием технологии ОТП будет поставляться часть товара, которая реализуется в рамках внебиржевых договоров, регистрируемых на бирже. Внебиржевые договоры по-прежнему отличаются сложным оформлением, а на СПбМТСБ все автоматизировано. В частности, с «Транснефтью» мы ушли от трехстороннего акта с синими печатями, а срок заключения договора сократился до двух-трех дней», – рассказал Карпов.

По словам вице-президента Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи, одним из главных факторов развития цифровой логистики станет качественное планирование. Как отмечают в СПбМТСБ, организация торгов на бирже построена на принципе регулярности и равномерности в проведении торгов, а также, что самое важное, это гарантия фактической поставки товара, приобретенного на бирже. Это и станет основой для получения синергетического эффекта от объединения взаимодействия биржевой и транспортной инфраструктуры. 

Вопросы запуска цифровой логистики на бирже вызвали в прошлом году «серьезный диалог» с продавцами – крупнейшими нефтяными компаниями. Однако постепенно позиции биржи и нефтяников сближаются, поскольку очевидным стал факт кратного сокращения объема операционных работ, которые раньше нужно было делать внутри компании. «В отношении нового всегда возникают сложности восприятия. Но мы планомерно продвигаем идею, что эта технология вскоре станет общепринятой практикой в биржевой торговле, она не разрушает устоявшихся взаимоотношений, а переводит их на качественно новый уровень, упрощает жизнь самих компаний, одновременно делая их более открытыми», – комментирует Антон Карпов. 

Одним из главных преимуществ цифровой логистики с точки зрения покупателя становится унификация процессов. Рынок перевозки нефтепродуктов очень долго искал решение проблемы с недогрузом и перегрузом, сейчас на основе системного подхода острые вопросы могут быть быстро исчерпаны. Еще одним достижением стал трекинг, то есть отслеживание груза. В личном кабинете покупатель будет на карте страны видеть движение груза. Почти как в «Яндекс Такси» можно видеть, когда и куда приедет товар. Кроме того, решены вопросы поиска документов для железнодорожных поставок, сокращается время их оформления, снижаются трудозатраты.

По мнению специалистов биржи, все становится гораздо удобнее для биржевых продавцов, и для биржевых покупателей, с точки зрения технологий и операционной деятельности. «Конечно, по мере наработки практики ОТП РЖД будут возникать нюансы: как быть, если возникла пробка на линии или произошла нехватка локомотивов. Подозреваю, что жизненные ситуации окажутся богаче, чем мы себе представляем из кабинетов. Но все решаемо, и мы будем оттачивать действия по мере того, как применение системы станет принимать все более масштабный характер», – полагает вице-президент СПбМТСБ.

Переход на систему оператора товарных поставок остается для нефтяных компаний добровольным. Как правило, у продавцов внутри корпораций разработан автоматизированный документооборот, ориентированный на решение их собственных задач и нужд. Сейчас биржа выстраивает цифровое взаимодействие с крупными продавцами. Согласно планам, на адаптацию процессов понадобится время. До конца 2022 г. со всеми нефтяными компаниями предполагается провести тестовые сделки в личных кабинетах «Цифровой логистики», чтобы выяснить, насколько все это сопоставимо с корпоративными системами учета, согласно рекомендациям Биржевого комитета ФАС участникам рынка. До конца 2023 г. планируется перевести на новую технологию всех участников биржевых торгов. Впереди у компаний целый год на то, чтобы понять преимущества, решить возникающие проблемы. «С разными продавцами мы находимся на разных стадиях договоренностей. ЛУКОЙЛ подписал договор с «Цифровой логистикой» несколько месяцев назад. С «Роснефтью» почти все согласовали, готовимся к подписанию. Подписаны также договоры с «Русинвест» (Антипинский НПЗ) и «ФортеИнвест» («Орскнефтеоргсинтез»). С остальными компаниями, а также малыми НПЗ работа продолжается», – рассказал Карпов.

Первая поставка через ОТП РЖД была проведена этим летом. Продавцом выступил ЛУКОЙЛ, покупателем – крупный частный трейдер «Петролеум Трейдинг», при этом партии товара были отправлены с нескольких НПЗ нефтяной компании и доставлены в Улан-Удэ.По мнению участников рынка, сделка стала важной вехой биржевых торгов. Покупатель и продавец эффективно провели реальный товар через всю цепочку железнодорожных поставок по территории страны в системе «Цифровой логистики». Пилотная сделка прошла успешно: и продавец, и покупатель, и грузоперевозчик почувствовали принципиально другой уровень услуг, предоставляемых биржевой инфраструктурой. 

РЖД положительно оценила опыт по перевозке биржевых грузов с применением технологии ОТП, что улучшает прозрачность рынка грузоперевозок важнейших для страны товаров. ОАО «РЖД» является акционером СПбМТСБ и новая технология отвечает стратегиям компаний в части повышения рыночной эффективности и внедрения передовых цифровых технологий. Идею активно поддерживают Банк России и ФАС России. Проект внедрения оператора товарных поставок был не так давно представлен на Биржевом комитете ФАС. Со стороны РЖД планируются работы по технологическому совершенствованию системы «Цифровой логистики» на основе полученного опыта, доработке для интеграции со всеми участниками. Для биржи взаимодействие с «Российскими железными дорогами» рассматривается как перспективное и многогранное направление. Проект ОТП стартовал с нефтепродуктов, но в дальнейшем его планируется расширить за счет поставок минеральных удобрений, леса, угля – всех биржевых товаров, перевозимых по железным дорогам.