Фото: Александр Мазуркевич/РИА Новости

Киев будет добиваться поддержки Европейского Союза для организации транзита газа через РФ в Европу из стран Центральной Азии в случае, если «Газпром» не продлит контракт на использование украинской газотранспортной системы по истечению его срока. Об этом сообщает ПРАЙМ со ссылкой на заявление главы ООО «Оператора ГТС Украины» Сергея Макогона.  

«Мы будет продолжать борьбу с «Газпромом» и добиваться поддержки Европейского Союза, чтобы открыть свободный транзит газа из Центральной Азии в Европу. Десять лет назад Туркменистан и Казахстан могли продавать газ в Европу транзитом через Россию… Я считаю, что Европа была бы заинтересована в этих источниках, и мы сфокусируемся на этом», — цитирует агентство слова Макогона в интервью S&P Global Platts, опубликованном на сайте «Оператора ГТС Украины» в понедельник.  

Глава украинской компании указал, что Киев продолжит требовать переноса точки передачи газа европейским потребителям на границу России и Украины, что не позволит «Газпрому» навязывать странам свои условия. 

Как подчеркивает lenta.ru, Макогон не исключил, что Украина может сосредоточиться на поставках синтетического метана, биометана и водорода. Таким образом республика поспособствует реализации плана по сокращению выбросов в Европе. 

Он отметил, что украинская система хранения газа остается крупнейшей в Европе, она больше, чем в Германии. «Это означает, что ее использование гарантирует безопасность энергоснабжения для всех страны Европы, например, позволит обеспечить мощности для хранения сжиженного природного газа (СПГ) и обезопасить от экстремальных погодных условий», — заявил Макагон. 

«Наша ГТС способна транспортировать 145 млрд кубометров газа в год из России в Европу, но в следующем году транзит составит всего 40 млрд кубометров», — цитирует «Ъ» главу украинской компании. «Нам не нужна такая компрессорная мощность, которую мы имеем сейчас. Нам придется поэтапно отказаться от 60–70% мощностей, потому что они просто не нужны», — резюмировал Макагон свое выступление.  

Как отмечает «Российская газета», это заявление вызвало недоумение: доходы от транзита газа составляют 8–10% бюджета Украины, а договор России и Украины подразумевает транзит 65 кубометров газа в 2020 году и 40 млрд кубометров ежегодно с 2021 по 2024 год, с правом увеличения объемов прокачки за дополнительную плату. Причем контракт заключен по принципу «качай или плати», то есть российская сторона уплачивает украинской ГТС всю сумму за заявленный объем газа, даже если фактический объем транзита был существенно меньше. 

Есть несколько факторов, которые позволяют с большой уверенностью говорить, что объемы экспорта газа из нашей страны не будут ограничены технически, указывает «РГ». «Едва ли Украина будет сразу консервировать 60–70% мощностей своей ГТС до истечения контракта с «Газпромом» или до момента запуска «Северного потока – 2», упуская возможность получить значительные дополнительные доходы с бюджет. Также такой шаг будет еще одним доводом за скорейшую достройку «Северного потока – 2» и выставит Украину ненадежным партнером в глазах стран ЕС. Кроме того, ликвидация части мощностей потребует больших затрат», — пишет издание.

«Такое решение оператора ГТС Украины никак не скажется на интересах России. Компания правильно говорит — эти мощности избыточные. В свое время, когда создавалась эта система газопроводов в сторону Европы, были построены мощности общей производительностью порядка 180 млрд кубометров в год. И по сути это был единственный транспортный коридор подачи газа в Европу», — прокомментировал председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный «Ведомостям».

По его словам, в последние 5–10 лет максимальный транзит через Украину был около 80–90 млрд кубометров газа в год, что является лишь половиной существующих мощностей.  

«Сегодня есть «Ямал — Европа», «Турецкий поток», «Северный поток», на подходе «Северный поток — 2». Понятно, что потребности нет, поэтому эти мощности надо просто выводить из эксплуатации. Когда мощности не работают, они просто стареют, деградируют, разрушаются. Их поддержание в работоспособном состоянии требует очень больших затрат. А раз нет источника покрытия затрат, значит их надо просто сдавать на металлолом», — отметил депутат. 

Кристина Кузнецова