В Москве сейчас проходит международный форум «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ». Один из центральных вопросов — сколько должен стоить бензин в России. В ходе дискуссии Хорхе Монтепеке из Platts поделился воспоминаниями о жизни в Гватемале, в которой он родился. Поскольку Гватемала производит много сахара, государство и население считают, что вне зависимости от цены сахара на мировом рынке, внутри страны он должен стоить дешёво. Когда на мировом рынке сахар подорожал, цена внутри Гватемалы осталась прежней, но он совершенно исчез с прилавков магазинов. Хорхе Монтепеке посоветовал учитывать опыт при регулировании цен на нефтепродукты в России.

Глава ФАС Игорь Артемьев сказал, что ФАС считает радикальные меры по регулированию топливного рынка вроде выделения сбытовых предприятий из состава нефтяных компаний несвоевременными. Возможно, ФАС вернётся к этой теме позже. Пока достаточно штрафов и, возможно, имеет смысл снизить допустимый порог ограничения доли нефтяной компании на топливном рынке конктерного региона.

Старший аналитик Энергетического центра Сколково Мария Белова рассказала о прогнозах цены на нефть в случае расширения конфликта вокруг Ирана. Базовый сценарий, не предполагающий перекрытие Ормузского пролива, даёт $205 за баррель нефти к концу года. Сценарий с перекрытием пролива, по её словам, в Сколково не рассматривается,чтобы не «накликать беду» и не шокировать общество.

Второй по важности темой, после цен, идёт качество производимых нефтепродуктов. Сначала разговор пошёл по проторенной дорожке – нефтеперерабатывающие заводы в России построены в прошлом веке, новые НПЗ нефтяные компании не строят. В дискуссию неожиданно вмешался президент Конкурентного ведомства Португалии Manuel Ramos de Sousa Sebastião. «А у нас тоже НПЗ прошлого века», — сказал он. Зачем строить новые заводы, если хватает имеющихся мощностей? Другое дело, что в Европе оборудование постоянно модернизируется.

Так же он рассказал о том, почему в Европе очень высокая доля налогов в розничной цене бензина. При цене бензина полтора евро за литр на налоги приходится около 60%! По словам португальца, такая система сложилась после Второй мировой войны, когда требовалось много денег на восстановление разрушенных дорог. Средства на дорожное строительство было решено собирать за счёт отчислений от продажи топлива. Потом эта система прижилась и теперь бюджеты европейских стран сильно зависят от налогов на топливо.