Регулятор ослабил требования по объемам поставок моторных топлив на внутренний рынок: что дальше?

Стоимость нефти Brent превысила 74 долл./барр.

22 апреля цена нефти марки Brent, прибавив 4% за неделю, достигла 74.3 долл./барр. При этом благодаря небольшому укреплению рубля относительно доллара, стоимость нефтяного сырья в рублевом выражении выросла только на 3% – с 4.6 тыс. руб./барр. до 4.8 тыс. руб./барр. (см. Рис. 1).
Траектория движения крек-спреда на АИ-92 на рынке Северо-Западной Европы снова поменяла направление. После заметного роста до 158 долл./т за первую декаду апреля, к 18 числу разница между ценами на продукт и сырую нефть на роттердамском рынке сократилась до 134 долл./т. (см. Рис. 2).

Рис. 1
Цена Brent на Лондонской бирже

Рис. 2
Крек-спреды на моторные топлива на рынке Северо-Западной Европы, долл./т

В результате падения цен на автомобильный бензин на зарубежных рынках и укрепления рубля экспортный нетбэк на АИ-92 для российских НПЗ снизился за период 11-18 апреля на 3.5% до 37 тыс. руб./т. Дисконт цен внутреннего рынка относительно экспортной альтернативы (без учета «демпфера») сократился на 2.1 тыс. руб./т, но его абсолютное значение остается впечатляющим – 15.9 тыс. руб./т. (см. Рис. 3).

Рис. 3
Средние по РФ цены НПЗ и экспортные нетбэки на АИ-92, руб./т

 

Правительство смягчает рекомендации по объемам поставок бензина на внутренний рынок, но на полное обнуление ограничений оно вряд ли пойдет

16 апреля в рамках Национального нефтегазового форума замминистра энергетики П. Сорокин сообщил, что Минэнерго ослабило для нефтяных компаний рекомендации по объемам поставок моторных топлив на внутренний рынок. Если ранее производителям предписывалось поставлять на внутренний рынок, как минимум, на 3% больше топлив, чем в аналогичном месяце 2017 г., то теперь достаточно прироста поставок в 2%. Фактически регулятор сигнализировал нефтяным компаниям, что проблема избытка автобензина на рынке, из-за которого продукт на оптовом рынке реализуется с огромным дисконтом относительно экспортной альтернативы, осознается и начинает решаться.
Реакция рынка не заставила себя ждать. Уже на следующий день, 17 апреля, обозначился рост оптовых цен на автобензин. К 22 апреля продукт подорожал относительно 12 числа на 3% – до 40 400 руб./т. За тот же период отпускные цены производителей на АИ-95 выросли еще больше – на 3.4% до 43 000 руб./т (см. Рис. 4).

Рис. 4
Цены на моторные топлива по каналам реализации в среднем по РФ, руб./т, с налогами

Пытаясь улучшить экономику производителей автобензина, регулятор выбрал путь осторожного снижения ограничений на поставку топлив на внутренний рынок. Причина этого понятна. Полный отказ от заданий по поставкам – а именно это позволило бы подтянуть цены внутреннего рынка автобензина к экспортным нетбэкам и вывести маржу бензиновых НПЗ на «естественный» уровень – в условиях фиксированных розничных цен загнал бы маржу торговли автобензином на АЗС в «минус» (см. Рис. 5).

Рис. 5
Экономика торговли АИ-92 на АЗС при снятии ограничений на экспорт автобензина и корректировке «демпфера», расчет на основе средних показателей за 01-19 апреля 2019 г., руб./л с учетом налогов

Этого, судя по всему, регулятор допускать не хочет. Поэтому он будет искать тот уровень поставок, который позволит минимизировать убытки НПЗ от реализации бензина на внутреннем рынке при сохранении приемлемой маржинальности розничной торговли. Правда, это означает, что НПЗ будут и далее продавать бензин на внутреннем рынке с дисконтом, пусть и менее заметным, чем сейчас.

 

Маржинальность торговли автобензином на АЗС сохраняется высокой

В мелком опте цены на автомобильный бензин с 12 по 22 апреля колебались в диапазоне 43.9 – 45.6 тыс. руб./т для АИ-92 и 46.2 – 48.1 тыс. руб./т для АИ-95. В розничном сегменте значимое изменения цен было зафиксировано только на рынке летних и межсезонных сортов дизтоплива. 15 апреля ДТл+м в среднем на АЗС подешевело на 54 копейки за литр относительно цены в 46 руб./л, которая наблюдалась 12 апреля.
Маржа торговли автобензином на АЗС остается высокой: за рассматриваемый период средняя чистая маржа для АИ-92 составила 4.7 руб./л, а для АИ-95 – 5.9 руб./л (см. Рис. 6).

Рис. 6
Чистая маржа реализации топлив на АЗС в среднем по РФ, руб./л без налогов

Наиболее высокая маржинальность торговли автобензином на АЗС наблюдается в Южном и Центральном федеральных округах, наименьшая – в Сибирском федеральном округе с разницей более чем в 4 руб./л. Реализация летнего и межсезонного дизтоплива в Сибири, наоборот, более прибыльна, чем на Юге. Самая низкая чистая маржа торговли дизтопливом на 22 апреля была зафиксирована в УФО (см. Рис. 7).

Рис. 7
Чистая маржа реализации топлив на АЗС в регионах РФ на 22.04.2019, руб./л, без НДС

Материал предоставлен ИГ «Петромаркет»