Европа продолжит двигаться к чистому нулю, возобновляемые источники энергии самые дешевые, а со скачками цен помогут справиться долгосрочные контракты — эти принципы лежат в основе предложений Европейской комиссии по реформе рынка электроэнергии. Механизмы компенсации прерывистости ВИЭ каждой стране предлагается решать самостоятельно.

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК.

Европейская комиссия 14 марта опубликовала давно анонсируемые предложения по реформе рынка электроэнергии. Предложения ЕК теперь должны быть обсуждены и согласованы Европейским парламентом и Советом Европы.

Суть предложения Комиссии — сохранение курса на развитие ВИЭ и отказ от генерации на ископаемом топливе в соответствии с принятым планом REPowerEU и при этом надежное и приемлемое по ценам снабжение электроэнергией потребителей. Инвесторам предполагается дать убедительные аргументы в пользу строительства новых мощностей генерации и хранения электроэнергии. 

Все согласны с необходимостью что-то делать с европейским рынком электроэнергии. «Недавний энергетический кризис показал, что краткосрочная направленность структуры энергетического рынка может отвлечь от более широких, долгосрочных целей. Отражение краткосрочных цен привело к ценовым шокам у потребителей, когда счета за электроэнергию многих потребителей увеличились втрое или вчетверо, даже когда стоимость энергии ветра и солнца снижалась; внезапное воздействие волатильных и высоких цены спровоцировали банкротство некоторых поставщиков; многие промышленные предприятия в энергоемких отрасли были вынуждены закрыться», — констатируется в документе.

В настоящее время рынок электроэнергии ЕС работает в режиме спотового рынка на сутки вперед. Цена электроэнергии для потребителей определяется ценой последнего, самого дорогого производителя, который закрывает потребности рынка. В результате электроэнергия, вырабатываемая ветряными турбинами или газовыми электростанциями, продается по одной и той же цене на спотовом рынке, даже если стоимость производства этой электроэнергии у каждого производителя разная. Цена электроэнергии на таком рынке принципиально подвержена сильным колебаниям.

Модель рынка с различными долями возобновляемых источников энергии

pastedGraphic.png
Источник: Bruegel

Данный рыночный механизм считает классическим для балансирования любого рынка и установления на нем справедливой цены. Проблема в том, что рынок электроэнергии не является классическим товарным рынком, который работает до тех пор, пока сделка может не состояться, если покупатель или продавец недовольны ценой. На рынке электроэнергии сделка обязательна, так как последствия отказа от энергоснабжения перевешивают любую цифру в стоимости покупаемой электроэнергии. 

Поскольку прерывистость — неотъемлемое свойство солнечной и ветряной генерации, Комиссия мечтает перенести часть проблемы прерывистости и волатильности цен на потребителей. Для защиты потребителей от нестабильных цен предусмотрено право на фиксированные ценовые контракты, а также динамические ценовые контракты. То есть потребителям будут предложены контракты различного типа, которые лучше всего подходят их обстоятельства, предлагает Комиссия. Таким образом, потребители, в том числе малые предприятия, могут рассчитывать на безопасные долгосрочные цены, чтобы смягчить воздействие внезапных ценовых шоков, и/или они могут иметь динамические ценовые контракты с поставщиками, если они хотят воспользоваться ценовой волатильностью, например, покупать энергию для зарядки электромобилей, когда она дешевле.

В дополнение к существующей системе защиты бедных и уязвимых потребителей, предлагается также обеспечит доступ к регулируемым розничным ценам с помощью форвардных контрактов с производителями с фиксацией будущих цен. Плюс предлагается установить режим поставщика последней инстанции. 

Режим «поставщика последней инстанции» пытались внедрить в РФ после начала рыночных реформ, когда предполагалась тотальная конкуренция между поставщиками электроэнергии на уровне конечного розничного потребителя, но, к счастью для всех, идея благополучно умерла. Конкуренция между поставщиками была перенесена на крупнооптовый рынок, где только ей и место. Остальные предложения в той или иной степени существуют и сегодня.

Государства-члены, предлагает Комиссия, должны будут инвестировать в разработку технологий, позволяющих управлять спросом, таких как интеллектуальные счетчики, поскольку это рассматривается как ключ к сокращению пикового потребления. Такие счетчики позволяют ограничивать потребление энергии при превышении заданного лимита. В Калифорнии и Австралии имеются примеры относительно успешных экспериментов по добровольному сокращению потребления энергии с выплатой компенсации потребителям за счет производителя. Но до массового применения механизма пока очень далеко, и Комиссия неявно предполагает отключение потребителей при угрозе стабильности сети насильно и без компенсации.

Для развития ВИЭ-микрогенерации Комиссия предлагает расширить возможности потребителей через право делиться возобновляемой энергией напрямую без необходимости создания энергетических компаний, например, самостоятельно продавать соседям электроэнергию от солнечных панелей на крыше. 

Основной упор в предложениях Комиссии сделан на расширение рынка долгосрочных соглашений о покупке электроэнергии по механизмам PPA (Pay Per Action) и CfD (Contract for Difference). 

По контрактам PPA государство или муниципалитет обязуется закупать электроэнергию по согласованной цене, а поставщик продать эту энергию. При этом строительство генерирующей мощности осуществляется за счет частного инвестора. Такие договора обычно заключаются на срок от 5 до 15 лет.

По контрактам CfD государство компенсирует производителю разницу в цене электроэнергии, если на рынке она ниже контракта, и, наоборот, производитель выплачивает государству излишне полученную прибыль, если цена электроэнергии выше контракта. Считается, что тем самым потребитель защищен от получения производителями незаслуженной прибыли, а производитель защищен от убытков.

Комиссия предлагает государствам-членам оказывать поддержку новым инвестициям в низкоуглеродное производство электроэнергии только в формате CfD. 

Сроки торговли на рынке предлагается резко сократить вплоть до часов и минут, а не суток, как сейчас. 

Тем не менее, основы рынка останутся нетронутыми, поскольку нынешний дизайн рынка признается Комиссией наиболее эффективным способом обеспечения потребителей за счет самой дешевой технологии генерации (имеется в виду ВИЭ) и поощряет торговлю между государствами-членами в периоды дефицита.

Гибкость систем электроснабжения предполагается обеспечивать за счет хранения электроэнергии и реагирования на спрос. Также государствам-членам предлагается вводить новые схемы поддержки специально для неископаемых гибких решений.

Суть претензий к предложениям ЕК сформулировал Жан-Мишель Глашан, президент Международной ассоциации экономики энергетики. «Реформа рынков электроэнергии может помочь только в том случае, если будут также устранены коренные причины кризиса и если цели такой реформы будут четко определены заранее», — написал он, добавив, что «изменения структуры рынка сами по себе не уменьшат нашу зависимость от ископаемого топлива». Действительно, если нет ветра и солнца, никакое «регулирование рынка» не способно обеспечить потребителей энергией, а запасти необходимую электроэнергию в аккумуляторах в масштабах любой страны пока нереально. 

Недовольны и участники рынка ВИЭ. Немецкая ассоциация производителей возобновляемых источников энергии BEE раскритиковала ключевые элементы предложения ЕК: «Строгие правила в отношении формы будущих субсидий для новых объектов по производству электроэнергии с низким уровнем выбросов углерода не являются лучшим путем для отрасли возобновляемых источников энергии в Германии». Причина такой позиции: контракты CfD не позволяют ветряной генерации зарабатывать сверхдоходы, как это было при высоких ценах газовой генерации.

Испании призвала к другой модели вознаграждения, которая учитывает первоначальные инвестиционные затраты и доступность технологий, способных оперативно реагировать на потребности рынка. Речь идет о диспетчеризуемой газовой генерации. 

Споры вызывает необходимость введения рынка мощности. По словам министра экономики Германии Роберта Хабека, поскольку страна постепенно выводит из эксплуатации свои атомные и угольные электростанции, особое значение имеют резервные мощности, которые не работают постоянно. Хабек заявил, что Германия построит новые газовые электростанции мощностью около 25 ГВт, которым надо будет платить за сам факт готовности дать энергию. Сейчас плата за мощность в ЕС рассматривается как государственное субсидирование, противоречащее рыночным принципам.

Резче всех выступила Польша. В неофициальном документе, распространенном среди членов ЕС, Варшава заявила, что страны должны иметь «неограниченное право» субсидировать электростанции, обеспечивающие диспетчеризацию электроэнергии в случае, если ветровая и солнечная энергия недоступны. «Это особенно важно для проектов в области атомной энергетики», — добавляется в документе. Рынок мощности «в настоящее время считаются временным инструментом последней инстанции и требуют сложного процесса утверждения», — отмечается в польском документе, а должен рассматриваться как «постоянная особенность» структуры рынка электроэнергии ЕС, «и государства–члены должны иметь неограниченное право их внедрять».

В 2019 году Польше разрешили продолжать эксплуатацию угольной генерации без платы за выбросы СО2. Теперь правительство страны требует «временного продления отступления от предельного уровня выбросов в 550 г CO2/кВтч после 2025 года, чтобы ограничить объем природного газа, потребляемого энергетическим сектором, и обеспечить базовую мощность до тех пор, пока не будут внедрены адекватные, стабильные и доступные по цене источники с низким уровнем выбросов и решения для хранения».

Что сказать? Технически приемлемых вариантов внедрения «адекватных, стабильных и доступных по цене источников с низким уровнем выбросов и решений для хранения» не видно в ближайшей и даже более отдаленной перспективе, за исключением атомной энергетики, на которую в Польше сделана основная ставка. Сомнительно, что антиядерные Германия и Испания сумеют договориться по вопросу атомной энергетики с Францией и Польшей. Похоже, что каждая страна ЕС будет самостоятельно спасать себя от энергетического кризиса.