Продолжение обзора крупнейших нефтеналивных портов Европы: Северное Причерноморье

На стыке трех границ

Город Рени в Одесской области, расположенныйнедалеко от впадения Прута в Дунай, основан греками в IV веке до н.э. Спустя два века сюда пришли римляне, сооружавшие в нижнем течении Дуная крепости как плацдармы для расширения границ империи; этот регион, населенный романскими и славянскими племенами (гето-даки, тиверцы и уличи), римляне называли провинцией Нижняя Мезия.

Этимология названия Рени не имеет единой трактовки: первая версия исходит из того, что в ряде древнеславянских наречий слово «рень» означает пристань; другая группа экспертов считает, что название происходит от  романского arena — «песчаный пляж, удобный для швартовки судов». Отметим, что слово renie на латинском и современном итальянском языках означает «песок». 

После распада Римской империи город стал частью Византии, потом Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества, княжества Молдавского и монгольской Золотой Орды. В 1621 году Рени был завоеван турками-османами, переименовавших город в Томарово. В ходе русско-турецких войн в Томарово неоднократно входили русские войска под командованием главных русских полководцев того времени — Румянцева, Суворова и Кутузова. Окончательно Томарово и вся Бессарабия были переданы Российской империи  по Бухарестскому мирному договору, подписанному в мае 1812 года, за месяц до наполеоновского вторжения в Россию. Вскоре город получил свое нынешнее название — Рени. 

По условиям завершившего Крымскую войну Парижского мирного договора (март 1856 года) Рени был передан в состав Молдавского княжества. Через 5 лет укрупнившееся государство получило название Объединенное княжество Валахии и Молдавии (прообраз современной Румынии), а еще через 17 лет, по Берлинскому трактату 1878 года, южная Бессарабия, включая Рени, вернулась в состав Российской империи. 

В декабре 1917 года, вскоре после Октябрьской революции, Бессарабия была оккупирована румынскими войсками, и затем вся обширная территория, включая Рени, вошел в состав Королевства Румыния. 28 июня 1940 года Бессарабия была присоединена к СССР; на большей части ее территории была образована Молдавская ССР, а южная часть региона — Измаильский и Аккерманский уезды – вошли в состав Украинской ССР.

Во время Великой Отечественной войны, с июля 1941 до августа 1944 года, Рени был оккупирован немецко-румынскими войсками. 

Ренийский порт основан в 1816 году; расположен на левом берегу Дуная. Навигация круглогодичная, максимальная глубина — 12 м. Гавань состоит из трех грузовых районов, паромного комплекса и нефтяного терминала. В порту действует 39 специализированных причалов, обрабатывающих все типы грузов, разрешенные для перевозки по Дунаю — наливные (нефть и нефтепродукты), генеральные, контейнерные, пакетированные, навалочные, тяжеловесные, негабаритные, Ro-Ro, а также грузовые автомобильные паромы и пассажирские суда. Гавань оснащена портальными и плавучими кранами грузоподъемностью до 100 тонн, а также большим мостовым краном грузоподъемностью 250 тонн. В состав портофлота входит 6 судов. На территории порта действует специальная экономическая зона «Рени». 

Дунайские волны

Измаил в Одесской области, еще один дунайский порт, находящийся недалеко от Рени (70 км восточнее), гораздо моложе своего соседа: городоснован в 1590 году и назван в честь одного из османских военачальников. Дальше история Измаила развивалась по сценарию, аналогичному для Рени и всех других южно-бессарабских городов. Яркая страница в истории города датирована 11 декабря 1790 года, когда крепость Измаила, считавшуюся неприступной, взяли русские войска под командованием Александра Суворова; этот яростный штурм стал легендарным и  хрестоматийным. 

Измаильский порт основан по предписанию канцлера князя Александра Куракина в 1813 году. В советское время входил в состав Дунайского пароходства; в 1969–1986 годах в ходе масштабного расширения приобрел современный облик. Акватория порта занимает часть Килийского гирла Дуная протяженностью 9 км и глубиной 7,5 м. Навигация круглогодичная; есть разделенный на два района внешний рейд для якорной стоянки судов и три терминала (производственно-погрузочных комплекса) со специализированными причалами. Основные грузы — навалочные и сыпучие (железорудный концентрат, окатыши, уголь, кокс, удобрения, химикаты, зерно, черные и цветные металлы), контейнерные и пакетированные (древесная масса, пиломатериалы, бумага), а также металлолом, машины и оборудование. Годовой грузооборот — 10 млн тонн. В гавани имеются 59 портальных кранов грузоподъемностью до 40 тонн. Общая площадь крытых складов — 20 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 200 тыс. кв. м. Кроме того, в порту имеется мощная бункеровочная база, включающая мазуто- и бензохранилища, емкости для хранения и слива масел, а также собственный нефтеналивной теплоход «Дон». 

Измаил, Рени и Усть-Дунайск находятся под управлением единой портовой администрацией.

Именем покровителя моряков

6 декабря 1788 года в ходе очередной русско-турецкой войны после разгрома турецкой эскадры и почти полугодовой осады крепости Очаков, укрепрайон был взят русскими войсками под командованием светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического. Вскоре неподалеку, в устье реки Ингул, была заложена верфь, получившая название Николаевской в честь покровителя моряков, святителя Николая Мирликийского. В 1790 году со стапеля был спущен на воду первый корабль — 46-пушечный фрегат «Святой Николай». Так определилась основная специализация Николаева — строительство крупных военных кораблей. Этому способствовало то, что в Николаеве дислоцировались штаб Черноморского флота и управление Севастопольского военного губернатора. Во время Крымской войны город стал главной тыловой базой российской армии.

В 1862 году по ходатайству военного губернатора адмирала Богдана фон Глазенапа высочайшим повелением в Николаеве был открыт коммерческий порт с правом захода иностранных судов и таможней 1-го класса. Уже через четверть века Николаевский порт занимал третье место в стране (после Санкт-Петербурга и Одессы) по объему внешней торговли и первое место — по экспорту зерна. Другими важными грузами, перевалка которых велась в Николаеве, были железная руда Кривого Рога и каменный уголь Донбасса. 

В 1888–1913 годах за счет казенных средств порт Николаева был существенно расширен — в частности, здесь появилась новая каботажная гавань. Уже при советской власти, в 1930 году, был построен крупный портовый элеватор. В 1937 году город стал административным центром Николаевской области, каковым является и по сей день. В период Великой Отечественной войны (август 1941 — март 1944 года) Николаев был оккупирован немецкими войсками.

В послевоенное время Николаев стал одним из главных центров судостроения в СССР — здесь работали сразу три крупных судозавода — Черноморский, имени 61 коммунара и «Океан». Отметим, что в 1971 году «Океан» изготовил гигантский сухой док габаритами 354х60х11 м, предназначенный для строительства советских супертанкеров серии «Крым» (проект 1511) дедвейтом 150 тыс. тонн.

Николаевский порт, расположенный в эстуарии Южного Буга, соединен Днепро-Бугско-Лиманским каналом с Черным морем. Территория гавани — 100 га, акватория — 225 га, общая протяженность 15 причалов — 3 км, глубина — 10,5 м. К Николаевскому порту относится также находящийся в 60 км южнее мелководный портопункт Очаков (глубина — 3 м), где на трех причалах обрабатываются навалочные и зерновые грузы. Общий годовой грузооборот Николаевского порта — 25 млн тонн.

Ганнибал, Дерибас, Ришелье и другие официальные лица

В 1737 году во время очередной русско-турецкой войны на правом берегу Днепра, недалеко от эстуария (Днепровского лимана), было построено русское укрепление Александршанц. В 1778 году Екатерина II, одобрив план командующего Азовской флотилией вице-адмирала Алексея Сенявина, издала указ об основании крепости, верфи и города, получившего название Херсон в честь расположенного в Крыму древнегреческого полиса Херсонеса Таврического. 

Вскоре Херсон стал первой базой вновь созданного Черноморского флота (Херсонского адмиралтейства). Первостроителем и генерал-губернатором города стал светлейший князь Григорий Потемкин; большой вклад в развитие города и Херсонской (Таврической) губернии внесли дед Пушкина генерал-цейхместер Иван Ганнибал, будущий генералиссимус Александр Суворов, а также легендарные «гастарбайтеры» Осип Дерибас и Арман Эмманюэль Ришелье (или просто «Дюк»), получившие широкую известность как отцы-основатели Одессы.

Во время Великой Отечественной войны (август 1941 — март 1944 гг.) город был оккупирован немецкими войсками. В послевоенные годы Херсон превратился в крупный промышленный, сельскохозяйственный и культурный центр; тогда же оформилась и отраслевая специализация города: судостроение, машиностроение, транспорт, легкая и пищевая промышленность. В 1985 транспортная инфраструктура города получила серьезное развитие — был построен Антоновский автомобильный мост через Днепр.

В течение длительного времени из-за недостаточной глубины Днепра (2,6 м) Херсонский порт не использовался для крупнотоннажных грузоперевозок. Кроме того, развитию порта мешала конкуренция со стороны мощных соседних портов (до Николаева — всего 70 км, до Одессы — 200 км). В конце XIX века, после углубления судоходного канала, через Херсонский порт пошли крупные экспортные партии шерсти и зерна, и в 1900 году порт занял 4-е место в стране по объему экспорта (после Санкт-Петербурга, Одессы и Николаева). В 1907 году в Херсон пришла железная дорога, что существенно оживило портовое хозяйство. При советской власти, после строительства Днепровской ГЭС и создания в 1933 году непрерывного водного пути с верховьев Днепра, значение Херсонского порта еще более повысилось. Соответственно, был углублен судоходный канал, построены механизированные причалы и склады. 

Подход к порту осуществляется тремя способами — по реке Рвач, рукаву Ольховый Днепр и главному днепровскому фарватеру. Общая длина 10 грузовых причалов — 1,6 км, глубина — 8,5 м. Навигация круглогодичная, годовой грузооборот — 5 млн тонн, пассажиропоток — 100 тыс. человек в год. В гавани обрабатываются генеральные, навалочные, насыпные и наливные грузы — минеральные удобрения, химическая продукция (навалом и пакетированная), зерно (соя, пшеница, ячмень), нефть, нефтепродукты, металлоизделия, чугун в чушках, кокс, ферросплавы, лес, торф. Вместимость крытых складов — 20 тыс. тонн единовременного хранения, открытых грузовых площадок — 30 тыс. тонн. В гавани имеются 14 портальных и 6 плавучих кранов грузоподъемностью до 150 тонн.

Портовый нефтяной комплекс включает специализированный причал, резервуарный парк с железнодорожной эстакадой и нефтепродуктопровод. Ранее основным заказчиком перевалки наливных грузов был построенный в 1938 году Херсонский НПЗ с объемом производства более 9 млн тонн нефтепродуктов (автобензины и битумы).После остановки завода в 2006 году терминал работает с другими партнерами.

Херсон — один из крупнейших на постсоветском пространстве центров кораблестроения и судоремонта — здесь работают Херсонский судостроительный завод, строящий в том числе и танкеры, докостроительное предприятие  «Паллада» («Бетонверфь»), завод судового оборудования и арматуры «Судмаш», судоремонтные заводы имени В.В. Куйбышева и имени Коминтерна.

Золотой берег

Скадовск, расположенный на берегу Джарылгачского залива Черного моря – один из самых молодых городов северного причерноморья: он основан на месте рыбацкой деревушки Али-Агок в 1894 году как пристань для экспорта пшеницы, шерсти, меха и кож. Территорию под застройку предоставил крупный землевладелец, член Государственного  совета Сергей Скадовский; он же на протяжении почти четверти века финансировал практически все городское строительство. Соответственно, увековечивание памяти Сергея Балтазаровича в названии построенного им города выглядит вполне логичным. Удивительно то, что при советской власти Скадовск, названный в честь «буржуя», не был переименован.

Скадовск — город-курорт с обширной пляжной зоной; здесь расположены около сотни различных оздоровительных заведений, треть из которых — детские. Административно входит в состав Херсонской области.

Гавань Скадовска, раньше функционировавшая в качестве портопункта Херсонского порта (расстояние до него — 90 км), в 1957 году получила самостоятельность. В 1998 году порт приобрел статус международного и начал принимать иностранные суда. Вскоре было налажено грузо-пассажирское паромное сообщение с Турцией (в Стамбул и Зонгулдак) и Грузией (в Поти и Батуми), прекращенное в 2014 году после присоединения Крыма к России. Кроме того, развитие порта сдерживает отсутствие подъездных железнодорожных путей (ближайшая железнодорожная станция Каланчак находится в 50 км). Площадь порта — 11 га, длина 6 причалов — 1 км, общая площадь крытых складов — 3 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — более 10 тыс. кв. м. Специализация гавани — перевалка зерна, лесоматериалов, нефтепродуктов и металлолома, а также добыча и отгрузка морского песка, используемого в качестве строительного материала. Скадовск имеет довольно мощный портофлот из 6 судов, включая теплоход, нефтесборщик, буксиры и катера. В состав порта в качестве структурного подразделения входит Хорловский торговый пункт, расположенный в 30 км восточнее. 

На песчаной косе

Первые поселения на месте будущего Бердянска были основаны в XVI веке запорожскими казаками как форпост Запорожской Сечи. В 1772 году возле устья реки Берды, впадающей в Азовское море, была построена Петровская крепость — часть Днепровской оборонительной линии, предназначенной для защиты южных рубежей России от набегов крымских татар. В 1783 году, после присоединения Крымского ханства, Приазовье вошло в состав России. В 1824 году генерал-губернатор Новороссийского края и Бессарабии граф Михаил Воронцов по представлениюкапитана 2-го ранга Николая Критского постановил построить на обширной песчаной косе (длина — 18 км, ширина — до 2 км) новый торговый порт для экспорта пшеницы. Через три года была сооружена первая пристань; поселение при ней получило название Новоногайск. 

Вскоре бурно растущий поселок получил новое название — Бердянск, а заодно и официальный статус города, уездного центра Таврической губернии. Помимо морской торговли, в городе и его окрестностях активно развивалось рыболовство. В 1899 году в Бердянск пришла линия Екатерининской железной дороги, что существенно повысило экономическую значимость города. В тот же период Бердянск начал развиваться как морской бальнеологический (грязе-климатический) курорт с удобными песчаными пляжами на Бердянской косе. 

В 1939 году город вошел в состав вновь созданной Запорожской области и сменил название на Осипенко в честь уроженки этих мест, прославленной советской летчицы Полины Осипенко. 

Во время Великой Отечественной войны, в октябре 1941 — сентябре 1943 гг., город был оккупирован немецкими войсками. После войны, в 1946–1947 годах, партийным лидером Запорожья был уроженец соседнего Каменского Леонид Брежнев; в этот период Леонид Ильич был награжден своим первым орденом Ленина. Когда в дальнейшем Брежнев возглавил Советский Союз, Запорожская область, включая Бердянск, получила разнообразные материальные преференции, что существенно способствовало ее социально-экономическому развитию.

Бердянский порт расположен в северо-восточной части Бердянского залива Азовского моря; его акватория включает внешний и внутренний рейды, а также подходной канал (фарватер) длиной 20 км и осадкой 8 м. Общая длина 9 грузовых причалов — 1,8 км, годовой грузооборот — 5 млн тонн. Основные грузы — наливные (светлые нефтепродукты), генеральные (металлопрокат и металлоизделия, тарно — штучные, машины и оборудование), навалочные (руда, уголь, кокс, химикаты, минеральные удобрения, стройматериалы), насыпные (зерно) и контейнерные. Основной объем переваливаемых в гавани нефтепродуктов (пластические смазочные масла, смазочно-охлаждающие жидкости, поверхностно-активные вещества, синтетические жирные кислоты) поступает с местного нефтехимического завода Azmol British Petrochemicals, производителя смазок и СОЖ. В состав порта в качестве структурного подразделения входит портопункт Геническ, находящийся в 200 км западнее Бердянска.

Город святой Марии

В 1778 году при впадении реки Кальмиус в Азовское море был заложен уездный город Павловск, вскоре переименованный в Мариуполь (город святой Марии). Затем в Мариуполе и в его окрестностях поселили выведенных из Крымского ханства православных греков — румеев и урумов. Во время Крымской войны 1853–1856 годов Мариуполю был нанесен значительный ущерб — высадившийся англо-французский десант уничтожил портовые склады. 

Важнейшее значение для города имела прокладка в 1882 году железной дороги, соединившей его с Донбассом; для перевалки крупных объемов донецкого угля в 1889 году был построен новый порт в районе Зинцевой балки. Вслед за этим в Мариуполе были возведены крупные металлургические заводы Никополь-Мариупольского горно-металлургического общества и компании «Русский Провиданс», выпускавшие разнообразный металлопрокат. При советской власти эти заводы были национализированы и объединены в одно предприятие — завод имени Ильича. В 1933 году в городе был построен еще один металлургический гигант — комбинат «Азовсталь» с собственным морским портом. 

В годы Великой Отечественной войны, в октябре 1941 — сентябре 1943 года, Мариуполь был оккупирован немецкими войсками.

В 1948 году город был переименован в Жданов в честь советского партийного и государственного деятеля Андрея Жданова (историческое название возвращено в 1989 году). В 1953 году здесь было создано Азовское районное управление Черноморского пароходства, в 1967 году преобразованное в самостоятельное Азовское морское пароходство. 

Мариупольский порт — крупнейшая гавань Азовского моря. Акватория порта включает в себя внутренний и внешний рейды, а также два подходных канала. На внешнем рейде имеются три района якорных стоянок. Внутренний рейд состоит из аванпорта, Угольной, Хлебной и Западной гаваней, а также порта «Азовсталь». Территория порта — 78 га, общая длина причального фронта — 3,2 км, глубина — 8 м. Гавань оборудована портальными и плавучими кранами грузоподъемностью до 150 тонн. Основные грузы — уголь (5 млн тонн в год) и зерно (2 млн тонн в год). Кроме того, порт обеспечивает перевалку навалочных, насыпных, генеральных, тяжеловесных, негабаритных, наливных и контейнерных грузов. Перевалка нефтепродуктов (мазута) ведется по варианту «борт-борт». В порту создан международный грузопассажирский паромный комплекс с регулярными маршрутами в Турцию, Грецию и Израиль.

P.S. Об Одессе, крупнейшем нефтеналивном порте СССР в 50-70-х годах, читайте в материале «Жемчужина у моря 2.0». 

Григорий Волчек