Президент РФ Владимир Путин поручил проработать вопросы реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный терминал» на Камчатке. Соответствующее поручение он дал в ходе видеоконференции с временно исполняющим обязанности губернатора Камчатского края Владимиром Солодовым. Об этом сообщает ТАСС

«Здесь нужно, видимо, и чтобы НОВАТЭК сам принял участие, и «Газпром», и правительство, и край. Давайте проработаем», — сказал президент, комментируя просьбу своего собеседника оказать поддержку, чтобы сдвинуть инвестпроект с мертвой точки.

Как отмечает профильное издание PortNews, Солодов рассказал главе государства, что совместно с Министерством энергетики проработан вопрос замещения дефицита природного газа за счет СПГ в рамках реализации инвестпроекта «Морской перегрузочный терминал», которым занимается ПАО «НОВАТЭК». 

Так, разработано технико-экономическое обоснование по строительству плавучей станции регазификации, получено согласование командования Тихоокеанского флота по размещению в Авачинской бухте. 

«Если мы сможем реализовать этот проект, то это позволит нам обеспечить стабильные поставки и реализацию инвестиционных проектов общим объемом более млрд рублей. Вопросы мы с Минэнерго проработали, но необходимо Ваше поручение, Владимир Владимирович, правительству вместе с «Газпромом» по строительству инфраструктуры», — цитирует издание заявление врио губернатора Камчатского края. 

В составе морского перегрузочного комплекса (МПК) предусматривается строительство двух плавучих хранилищ СПГ, подходного канала в Бечевинской бухте, причала портового флота, создание систем для обеспечения безопасного движения судов. 

Как подчёркивает АиФ, запуск проекта позволит обеспечить стабильные поставки и реализацию инвестиционных проектов общим объемом более 70 млрд рублей, а также обеспечит население газом.  

Согласно прежнему плану, как пишет «Ъ», НОВАТЭК поставлял бы в Петропавловск-Камчатский так называемый отпарной газ, образующийся в процессе перевалки СПГ на терминале в бухте Бечевинская — там к концу 2022 года сжиженный газ будет перегружаться с газовозов ледового класса в обычные СПГ-танкеры. Основной вопрос был в необходимости строительства трубы до Петропавловска-Камчатского протяженностью до 140 км, ее примерная стоимость из-за сложной местности могла превысить 100 млрд рублей. В частности, вице-премьер Юрий Трутнев сообщал, что строительство газопроводов из бухты Бечевинская в Петропавловск-Камчатский обойдется слишком дорого — порядка 100–120 млрд рублей. 

К тому же непонятно было, кто будет финансировать проект: «Газпром» по закону не обязан строить эту инфраструктуру, поскольку регион не относится к зоне Единой системы газоснабжения. 

Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон оценивал потребности Петропавловска-Камчатского в газе в 300–400 млн кубометров в год, а максимальную мощность регазификационного терминала — в 600 тыс тонн СПГ в год. Пока неясно, по какой цене НОВАТЭК будет поставлять газ и как будет финансироваться строительство регазификационного терминала и подводящей инфраструктуры. Учитывая небольшие объемы газа, окупить ее строительство будет крайне сложно, к тому же речь идет о продаже газа НОВАТЭКа, что снижает заинтересованность «Газпрома» в проекте. 

Иван Тимонин из Vygon Consulting в беседе с «Ъ» отмечает, что в мировой практике затраты на строительство среднетоннажных регазификационных терминалов находятся в диапазоне $280–580 в расчете на тонну мощности в зависимости от расположения, конфигурации и прочих факторов. Например, плавучий Benoa LNG на 0,35 млн тонн, запущенный в 2016 году в Индонезии, обошелся в $100 млн, наземный Jeju Island LNG в Южной Корее на 1 млн тонн — в $461 млн. Исходя из этого, по оценке аналитика, стоимость приемного терминала, обеспечивающего нужды Петропавловска-Камчатского, может составить порядка $260 млн. 

Кристина Кузнецова