Фото: kremlin.ru

В истории советско-американских и российско-американских саммитов никому не припомнится парадокс столь явный, как тот, о котором идет речь. В высказываниях Владимира Путина на итоговой женевской пресс-конференции мы не услышали ни одного упоминания об энергетике и, тем более, об углеводородах в прикладном смысле этого слова. Но, тем не менее, значение прошедшего на вилле «Ла Гранж» диалога для мирового рынка нефти и газа более весомо, чем результаты многих других рандеву на высшем уровне, где о проблемах ТЭК как раз много говорилось сплошь и рядом. Чем же объяснить столь поразительное несоответствие? Для глобальных энергетических прогнозов позитивного свойства ничто не важно так, как ощущение того, что большой войны между державами в ближайшее время не будет. Не будет, видимо, и спонтанной «локальной войны» — к примеру, из-за юго-востока Украины. Уже это успокоение подсказывает аналитикам: вопреки приступам COVID-19 и его уродливо мимикрирующим штаммам, общее оздоровление мировой экономики на предстоящие годы становится почти неизбежным. Что, в свою очередь, неопровержимо подсказывает: конъюнктура нефти и газа на ведущих глобальных площадках просто не может ухудшиться еще больше, чем в недавнем прошлом. Причиной тому — многие отраслевые факторы. Но ведь есть и блеснувшие вдали (по словам Путина, позаимствованным у Толстого) «зарницы счастья», как и просто симптомы здравого смысла и, добавим, осторожно-робкого возврата к разрядке на планете Земля.

Сырье будет дорожать, что для Кремля и впрямь неплохо 

Президентский лайнер Airforce One, завершавший рейс из Женевы в Вашингтон, еще не успел совершить посадку в столичном аэропорту. А тем временем Fox News, единственный преданный республиканцам телеканал Соединенных Штатов, восполнил в своем сенсационном новостном выпуске вакуум топливно-энергетического «контента» как на самих переговорах, так и в пресс-заявлениях Путина и Байдена. 

Учитывая то, что и США, и Россия экономически взросли в XX веке именно на углеводородах, известный всем нам персонаж сказал в программе Fox о том, что больше всего нужно Америке от России (хотя его противник Байден на сей раз отмолчался об этом, беседуя накануне со своим «визави» в Швейцарии). Американский политик, давший ночное телеинтервью, назвал вещи, как он считает, своими именами. «Нам нужно то, что есть у них, — прямо сказал этот знаменитый лидер ушедшей ныне в оппозицию партии GOP. — Это очень ценные территории РФ с точки зрения добычи ресурсов, многое другое». Кто же — спросите вы, уважаемый читатель, — вспомнил о наших ресурсах и их магнетизме? Вы угадали — это Дональд Трамп! Неясно лишь одно. Почему, исповедуя замысел еще более широкого вовлечения ресурсной базы России в глобальный хозяйственный оборот, тот же Трамп так много сделал за период 2017–2020 годов в попытках блокирования того самого нефте- и газоэкспорта из РФ, который ему, оказывается, так хотелось бы превратить в опорную ось отношений между Востоком и Западом?!

Мало того. Азартный республиканец, по свидетельству ТАСС, и сегодня сетует на то, что команда Байдена не помешала Кремлю в прокладке трубы «Северного потока-2». Вывод тут один: Россия, вошедшая в ОПЕК+ именно в эпоху Трампа(!) и залившая терминалы США своим «черным золотом», а ЕС — «голубым топливом», заработает в предстоящие месяцы на поставках углеводородов еще больше. «Думаю, в целом мы ничего не получили, — со вздохом подытожил экс-глава крупнейшей сверхдержавы. — Предоставили высокую трибуну России. И ничего не получили». «Думаю, для России это был хороший день; и я не понимаю, что мы в результате этого получили». 

Так уж совпало по времени, что казна РФ станет одним из привилегированных национальных бюджетов в нашем мире. Резервом, который выгадает от формирующейся топливно-сырьевой конъюнктуры. Но тихо-вкрадчивая дипломатия ветерана Байдена и его кажущееся забвение нефти и газа здесь ни при чем. Многое на глобальном рынке топлива складывается само по себе, хотя спору нет: правящие в США демократы подстегнули за последнее время отток капиталов из традиционного ТЭК. Как напомнила Анна Подлинова со страниц «Ведомостей» как раз в день женевской встречи в верхах, — инвестбанк Goldman Sachs и крупнейшие мировые сырьевые трейдеры — Vitol, Glencore и Trafigura — выдали прогноз по росту цены на «черное золото» до 100 долл за баррель. С одной стороны, это, конечно, результат общего оживления глобального хозяйственного организма в русле беспрецедентной (хотя и не беспроблемной) кампании вакцинации…

Отток инвестиций из старого ТЭК вышел потребителям боком

…Что же кроется за вполне возможным подорожанием нефти в полтора раза? Как пишет первоисточник комментарийного вектора нынешних новостных лент — лондонская The Financial Times (FT), — это ни что иное как прискорбное снижение инвестиций в геологоразведку и добычу. 

«Я и впрямь считаю: цены на жидкие углеводороды могут достичь таких уровней, — сказал на форуме FT Commodities Global Summit гендиректор Trafigura Джереми Вейр. — Проблема нефтяной отрасли не в спросе. Мы наблюдали за тем, как за 5 лет капитальные затраты снизились с 400 млрд долл в год до всего 100 млрд. Поэтому есть опасения насчет поставок, что может привести к росту цен». Как отмечено в той же статье, глава нефтяного подразделения Glencore Алекс Санна тоже заявил: рост котировок до 100 долл за баррель стал более вероятным. «Если вы сокращаете предложение без одновременного удовлетворения спроса, то именно тогда вы можете получить дисбаланс в ценах», — добавил Санна. В свою очередь, гендиректор Vitol Рассел Харди заявил на дискуссии под эгидой трибуны деловых кругов лондонского Сити, что достижение отметки в 100 долл за баррель является «возможным». Возможным тем более, что ОПЕК+ все еще не снял всех ограничений на поставки в условиях ухудшенного пандемией спроса. «Ныне на рынке ограничивается 5 млн баррелей производства», — подчеркнул он. Иными словами, без опековских «саморестрикций» на рынке было бы сейчас значительно больше сырья, что ослабило бы тенденцию к его подорожанию. 

«По мнению главы отдела исследований биржевых товаров Goldman Sachs Джеффа Карри, — излагают далее «Ведомости» ту же публикацию, — на рынке ожидается новый суперцикл, ибо меры госстимулирования повышают спрос. Карри отметил: интерес к нефти будет расти, потому что политики направят капиталы в крупные проекты «зеленой» инфраструктуры. «Мы утверждаем, что каждые 2 трлн долл, потраченные на «зеленые» инвестиции, означают около 200 тыс. баррелей спроса на нефть в сутки», — сказал он. По оценкам Vitol, пик спроса на «черное золото» придется на 2030 год. Но и после его достижения спрос не начнет резко падать, а плато спроса будет выше уровня в 100 млн баррелей в день. Более того, спрос не станет быстро снижаться и в период до 2040-го, сказал Харди. При этом, по его словам, риск образования дефицита предложения нефти наиболее высок с проекцией на 2025-2030 годы. Ну а председатель совета директоров Gunvor г-н Торбьорн Торнквист согласился с тем, что цена на нефть в 100 долл за баррель может вернуться, и что высокие цены необходимы для стимулирования инвестиций в отрасль. 

При таких прогнозах — стало ли субъективным недочетом женевского саммита то, что, даже говоря о климате, — лидеры двух держав не коснулись личностно-политических факторов воздействия на этот спектр проблем? Секрет-то гораздо проще. Байден фактически расчистил путь к мировой дороговизне нефти задолго до встречи с Путиным. Да-да, именно расчистил, подписав с 20 января с.г. серию антиуглеводородных декретов в Белом доме. В разгоревшейся дуэли между старой и новой энергетиками он, как и другие демократы, взял сторону последней. Так что ему было на сей раз невыгодно, на вилле «Ла Гранж», вообще затрагивать с кремлевским коллегой сырьевую тему (в ее рыночном измерении) — затрагивать даже бегло и концептуально. Получилось бы неуклюже: «Что Вы скажете, Владимир, о вашингтонском подарке российскому ТЭК?!». А далее, вернувшись домой, президент США вряд ли получил бы политически е дивиденды за такую постановку вопроса. 

Дальнобойная дипломатия в помощь Байдену 

«Украинский фронт» Белого дома напоминал на минувшей неделе двойные боевые порядки, авангард и арьергард. В этой «схеме сражения» президенту США досталась передовая линия с ее окопами, дотами и блиндажами. А основным — оставшимся дома силам администрации выпала скорее тыловая миссия: обстреливать кремлевских недругов издалека, т.е. из Вашингтона. 

Итак, 78-летний новобранец Байден шел в ближний бой с «полемическим ружьем наперевес». А далеко за спиной, за океаном, чиновники Белого дома и госдепартамента заряжали и опорожняли системы залпового «политогня» по главной мишени — Москве. Не бездействовал, конечно, и пятиугольник здания Пентагона. Чем больше перемещался лидер правящих демократов по просторам Европы, приближаясь в пространстве и во времени к женевскому саммиту с Путиным, — тем чаще выстреливало американское Минобороны «порции запугивания» России. Чем именно? Нетерпеливыми темпами перевооружения киевских властей. Нужды вечно безденежного режима во всем необходимом — от долларов до медсанбатовских лекарств в Донбассе — сформулированы следующим образом: «Зеленскому — буквально все: от «зелени» до зеленки!». Кстати, знаете ли вы, как зовут наиболее активного корреспондента CNN, освещавшего байденовское турне? Джефф Зелены! 

Гряда дистанционно-оружейных подпорок Киеву выявилась до прилета Байдена в натовский в Брюссель, — на полуострове Корнуолл. Информационный антураж корнуолльского рандеву G7 был подкреплен очередным проукраинским залпом из-за Атлантики. Как только глава МВД «атакуемой Кремлем громады» Арсен Аваков предупредил о неминуемых кремлевских диверсиях на стыках газотранспортной системы Незалежной(!), — радетели обороноспособности Киева из США в очередной раз «нажали на кнопку». Пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби грозно заявил о выделении еще 150 млн долл Украине в рамках очередного пакета военной помощи. По его словам, предоставляемые средства не только помогут «украинским силам сохранить территориальную целостность своей страны». Названный пакет позволит, кроме того, «улучшить взаимодействие с Североатлантическим альянсом», куда, как известно, так неудержимо стремятся попасть на Днепре.

ГТС — Золушка, а вот Севморпуть — брат Нового Шелкового…

По данным РИА Новости, новый пакет военно-технического содействия США самостийному клиенту состоит из противоартиллерийских радаров, беспилотных летательных аппаратов и защищенных средств связи. Но и в стандартно-долгосрочном русле Соединенные Штаты будут по-прежнему рутинно «оказывать помощь Украине в обеспечении безопасности, включая отправку летального оружия». 

Как, например, доставку тех снайперских винтовок, из которых были на днях убиты лазутчиками пятеро донецких ополченцев в своих траншеях на линии прекращения огня. Так что, судя по всему, в вопросе о «летальности» мы имеем дело со зловещим отзвуком апрельского заявления официального представителя госдепартамента США Неда Прайса. Это ведь он заверил по поручению Белого дома, что Вашингтон продолжает защищать Украину от «российской агрессии». Тогда же Прайс (чья фамилия переводится очень характерно — «цена»!) дал понять, что, начиная с приснопамятно-путчистского 2014 года, заокеанский колосс выделил Киеву более 2 млрд долл «в качестве помощи в сфере безопасности». Хотя будем откровенны: с таким сателлитом, как Украина, в принципе, увы, и доиграться можно… 

…Но было на прошлой неделе, наряду с трубопроводными дрязгами вокруг Украины, и позитивное событие в другой точке, связанное тоже с природным газом. Произошло оно день-в-день с финалом встречи «Большой семерки». Новые вести об топливном партнерстве с опорой на Российскую Арктику, о чем идет речь, стали вехами регионально-экспортной хроники. Это ведь и впрямь знаменательный факт: намного раньше, чем обычно, вышел в рейс ледовым курсом на Страну восходящего солнца танкер «Николай Урванцев».

Судно с ямальским сжиженным природным газом отчалило от терминала полярного порта Сабетта. Между прочим, это слово — в лексическом смысле — стало производным от понятия «Советская гавань», как говаривали еще до Великой Отечественной старожилы из числа коренных народов Севера. На Западе же смеялись: мол, сталинские планы покорения Арктики посредством освоения Севморпути — утопия в том же смысле, в котором мощнейшие льды утопили своим прессом ледокол «Челюскин». Еще больше издевались над «рецидивами гигантомании большевистских пятилеток» в 1990-е годы. В ту приснопамятную пору кое-кто грозил превратить и Ямал, и Гыдан, и Таймыр (свернув создание красавцев-городов и новейшей инфраструктуры) в унылую зону барачно-вахтовых подходов к разведке недр в чаплинском духе золотой лихорадки на аляскинском Юконе. В глобальное потепление почти никто еще не верил. А между тем оно уже назревало и — год за годом — расширяло летний период безледокольной навигации вдоль северного обвода Евразии.

Арктическая трасса дополнена наземным путем по континенту

Все вышесказанное хорошо известно премьеру Японии Есихидэ Суга, который участвовал в G7. Как известно и то, что Севморпуть по меньшей мере на 40% короче. И, кстати, он безопаснее путаного маршрута вдоль южных азиатских берегов — из ближневосточных очагов добычи сырья. 

Да и экологический ущерб от рейсов через Берингово море куда меньше. К тому же разве не стала борьба с переменой климата одним из разделов итогового коммюнике корнуолльского саммита?.. Все это, казалось бы, неплохо и для Токио. Но, видите ли, японцев беспокоит то, что от создания ведущего логистического направления в мировом ТЭК сильно выигрывает еще и Китай. На 24-м Петербургском международном экономическом форуме, прошедшем 2-5 июня, Пекин вновь подтвердил свой интерес к российскому СПГ. Вот и Zhejiang Energy подписала с «Новатэком» на Неве «Базовые условия» соглашения о поставках в КНР до 1 млн тонн сжиженного «голубого топлива» в год с проекта «Арктик СПГ-2», причем в течение 15 лет. И ведь сказанное делается помимо наземных газо- и нефтепроводов, как и танкеров с «черным золотом» и углевозов с сибирским антрацитом.

Все это, однако, чистая коммерция. А заокеанский ментор учит адептов (даже тех, кто, подобно Франции, не хочет видеть КНР в натовской повестке дня), — «зреть в корень». То есть находить везде, прежде всего, не торговую, а геостратегическую угрозу. Заключена она — от Дальнего Востока до Европы — в том, что, параллельно с Севморпутем, формируется еще и «переиздание» средневекового наземного маршрута. Это Великий Шелковый путь — истинно многообещающая идеология и деловая философия. Речь — о создании целого комплекса скоростных трасс, в т.ч. железнодорожных и автомобильных, от КНР до Скандинавии. Идея, выдвинутая председателем Си Цзиньпином в 2013 году под лозунгом «Один пояс — один путь», выглядит убедительно. 

Сами посудите: Россия дает Китаю все больше надежной энергии. Пекин, преодолевая с ее помощью навязываемые ему санкции и торговые войны, напрямую шлет в Старый Свет через Россию растущие потоки всевозможных и, главное, недорогих товаров самых разных профилей. Благодаря чему ЕС высвобождает все больше ресурсов (производственных, исследовательских, финансовых и т.д.) на реализацию экономических прорывов. А они призваны закрепить за Евросоюзом роль крупнейшего (и, главное, не подчиняющегося по-прежнему слепо заокеанскому гегемону) эпицентра мирохозяйственной системы как таковой. Это и есть, уважаемый читатель, — забрезживший, пусть и на отдаленном горизонте, закат имперской Pax Americana. Но допустить такого развития событий не могут ни таинственно-вашингтонская закулиса, ни официальный истеблишмент на том же Потомаке.

Хотят экономически расколоть Евразию

Предыдущие рассуждения помогают понять: почему, вопреки надеждам европейских участников встречи Большой семерки и брюссельского саммита НАТО, Байден повернул острие атаки не столько на РФ, сколько на Китай. Оторвать тихоокеанский край Евразии от атлантического: такова задача. 

У нее — два измерения: публичное и скрытное. Официально объявлен т.н. «Новый глобально-инфраструктурный план G7», озвученный (по словам высокопоставленного чиновника в Белом доме) как ответ на пекинскую программу «Один пояс — один путь». Команду Байдена тревожит, что 100 государств подписали те или иные соглашения о подключении к ряду проектов в рамках именно китайской инициативы под именем BRI (Belt & Road Initiative): железные дороги, автомагистрали, порты и т.д. Всего таких проектов уже более 2600, а их смета превышает 3,7 трлн долл! Недругов выводит из себя то, что МИД КНР честно говорит не только об успехах, но и о временных неудачах в продвижении этих задач. Ибо транспарентность еще больше поднимает планку международного доверия к Китаю. При подобной объективности, как считает пресса — китайцы, а также их соседи и партнеры, в итоге и впрямь преуспеют! Так, еще в июле 2020-го дипведомство Пекина без обиняков известило: 20% проектов, считающихся звеньями BRI, серьезно затронуто пандемией коронавируса. Но, как говорится, никакой паники! 

Воюя с BRI, Байден еще в марте с.г. поделился с хозяином саммита G7 Борисом Джонсоном идеей: «Демократическим странам надо создать свою конкурентную схему» материкового охвата. Это и есть «инфраструктурный контрплан» Запада, по которому львиная доля товарооборота между Европой и Дальним Востоком, а также Юго-Восточной Азией, должна к 2035-му идти в обход России и КНР. Т.е., судя по всему, — через Балканы, Турцию, Кавказ, Среднюю Азию, Пакистан, Индию, Индокитай… Слабое звено — бросаемый американцами в сентябре с.г. на произвол судьбы Афганистан с его вечной стрельбой. Но его-то, мол, как раз и следует обойти согласно «интеграции по-вашингтонски». Пусть себе полыхает…С какой стати? Промежуточной площадкой в самом центре материка не должен широко воспользоваться соседний с Кабулом и его вотчиной Китай со своим торговым «Поясом». 

Головная же боль Белого дома — не географическая. Коренится она в том, что на обустройство собственного (аравийско-индо-пакистанского) транзита по южному периметру материка уйдет минимально… 40 трлн долл! Откуда их взять, если американский инфраструктурный план обновления экономики США, требующий всего 2 трлн долл, с трудом пробивается Байденом через конгресс?! Желание работать с тем же конгрессом, выбивая в бесплодно-денежной выжимке «розовых облаков» спонсирование еще и задач мирового роста, — вообще сюрреально! Во всяком случае, похоже, в этом не убеждены — на новостной ленте Reuters — Стив Холланд и Майкл Холден. Не очень-то, видимо, им верится в реализацию «надежды на то, что сообща с партнерами по G7, частным сектором и иными стейкхолдерами можно будет вскоре собрать сотни миллиардов долларов инфраструктурных инвестиций для нуждающихся в этом стран с низкими и средним доходами». А Fortune и вовсе назвал 16 июня выдвинутую «Семеркой» альтернативу против китайской инициативы «Пояс и путь» карикатурно: «бумажным тигром»!

Ну а коллеги тех же журналистов по Reuters — Бернадетт Кристина и Арадхана Аравиндан — написали откровеннее: «Азия настороженно восприняла ответ G7 на китайский проект «Пояс и путь». Что-то сомневаются азиаты в маршрутной контрзаявке с Запада под вывеской The Build Back Better World Initiative, или B3W. Мало кто верит в быстроту этой реакции Запада. Индонезия не доверяет афишируемой им приверженности задачам местного развития в каждой из стран. Филиппины не понимают, почему ради B3W следует оттолкнуть от себя китайских инвесторов. А Бангладеш прямо заявляет, что она останется вместе с Пекином и в дорожном, и в портовом строительстве, и в сфере телекоммуникаций. 

Взрывчатку — под мост трансконтинентальной интеграции!

Никаких 40 триллионов вашингтонские герольды столь амбициозной инициативы G7, конечно же, не соберут. Не соберут даже несмотря на то, что наверняка подверстают к этой астрономически грандиозной программе трех своих ведущих союзников в индо-тихоокеанском ареале.

Если на Севморпуть будет наседать с полярных широт сама же Америка, то над танкерными трассами ЮВА должны, мол, сообща «нависнуть» своими ВМС Япония, Австралия и Индия. Это и есть «нерукотворные столпы» (не говоря уж о Южной Корее и т.д.) в помощь курсу США против Пекина. Многое в топливном ингредиенте «Нового шелкового пути», как настаивают опекуны в Соединенных Штатах, не должно-де нравиться Токио, Канберре и всему «цивилизованному сообществу». Прежде всего, Белому дому не хочется, чтобы один из маршрутов стартующей в Китае BRI прошел через мятежный Иран и на север — по Седому Каспию. Наряду с официально «не откупоренным» нефтеэкспортом в КНР из Исламской Республики, кое-кому не по душе и планируемая «Сила Сибири-2» с транзитом по Монголии.

В общем, главным для Белого дома средством конкуренции с подлинно-евразийскими торговыми путями завтрашнего дня станет не создание неких «альтернативно-воздушных замков» по собственному дизайну, а вырывание слабых звеньев в сердцевине российско-китайского интеграционного моста. Так, готовясь уйти в сентябре с.г. из Афганистана и — по сути — бросая его на произвол судьбы наедине с междоусобной угрозой со стороны теперь уже не только Талибана, но и ИГИЛ (запрещенного и в РФ), американцы (и натовцы в целом) затеяли опасную двойную игру. Они наращивают угрозу усиления нестабильности еще и для сопредельных среднеазиатских государств, что бы при этом лукаво ни говорилось Нур-Султану, Ташкенту, Душанбе, Бишкеку и нейтральному Ашхабаду. Но и этого мало. Разжигается — под предлогом защиты прав человека — вражда вокруг Синцзян-Уйгурского автономного района на пустынном западе КНР. В документах «Большой семерки» и Североатлантического альянса сказано об этом недвусмысленно. 

Павел Богомолов