Фото: Александр Гальперин/РИА Новости

Правительство распорядилось временно приостановить ввоз в Россию импортного топлива в целях обеспечения энергетической безопасности и стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Мера действует до 1 октября 2020 года, передает ТАСС со ссылкой на текст постановления, подписанного премьер-министром Михаилом Мишустиным. 

«Установить со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 октября 2020 года временный запрет на ввоз в РФ видов топлива по перечню», — говорится в документе. В перечень включены, в частности, автомобильные бензины с октановыми числами 80, 92, 95 и 98, дизельное топливо, авиакеросин, судовое топливо и газойли. До 15 июля 2020 года срок действия постановления может быть изменен, отмечается в документе.  

«Известия» добавляют, что запрет не распространяется на топливо, которое перевозят из одного субъекта РФ в другой с пересечением границы, а также топливо, ввезённое в Россию до вступления в силу этого постановления. Кроме того, под него не подпадает топливо, которое хранится в технологических емкостях и необходимо для использования в поездке по территории России. 

ИА Regnum уточняет, что временный запрет введен в целях обеспечения энергетической безопасности и стабилизации ситуации на внутреннем рынке страны. 

РИА Новости отмечают, что, как заявлял в начале апреля председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, Россия производит гораздо больше топлива, чем потребляет.

При этом ценообразование на ГСМ не зависит напрямую от стоимости нефти на мировом рынке, то есть внутренний рынок защищен от внешней конъюнктуры цен, независимо от того, высокие они или низкие. Две трети в цене ГСМ составляют налоги и акцизы, в том числе топливные акцизные сборы, которые идут в региональные дорожные фонды. 

В свою очередь, министр энергетики Александр Новак 12 апреля говорил, что запрет на ввоз в Россию дешевого бензина предлагается как вынужденная антикризисная мера на полгода. Он отмечал, что многие страны прибегают к этой не совсем рыночной, но необходимой мере. 

Как подчеркивает gazeta.ru, также Новак гарантировал, что в стране не будет дефицита топлива при любом развитии ситуации на рынке. 

«Текущие цены на топливо являются стабильными. По его (Новака – прим.) данным, стоимость АИ-92 с начала 2020 года не поменялась, а цены на оптовых базах уменьшились на 3%. Годовой индекс цен на бензин составил 1,7%, дизельное топливо летнее – 3%, что ниже уровня инфляции. Цены на авиакеросин снизились на 41,5% сначала года», — пишет gazeta.ru. 

В свою очередь, указывает издание, президент компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов заявил, что цены на бензин в России снижаться не будут, несмотря на снижение мировой цены на нефть. 

«Ъ» напоминает, что импортное топливо стало дешевле российского с марта 2020 года, когда цены на нефть упали вслед за распадом сделки ОПЕК+. При этом цены на российском внутреннем рынке снижались не так интенсивно, поскольку российские нефтекомпании вынуждены платить в бюджет РФ отчисления по демпферу, доля которых в оптовой цене топлива в апреле доходила до 40%. С импортного топлива демпфер не платится, а ввозная пошлина составляет лишь 5%. 

В таких условиях в Россию стало выгодно ввозить топливо не только из Белоруссии, но и даже из Норвегии (по данным «Ъ», такие небольшие поставки были произведены в Мурманскую область), а на Дальнем Востоке — из Южной Кореи и Китая.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в интервью «Вечерней Москве» пояснил, что ситуация с завозом топлива в Россию из-за границы уже складывалась в 90-х годах, когда нефтепродукты везли из Финляндии. Для энергетической сверхдержавы это сомнительное решение. 

Эксперт согласился, что дешевый бензин мог бы порадовать покупателей. Но в перспективе импортный бензин может привести к сокращению отечественного производства, включая увольнение работников. 

«Если мы будем постоянно покупать иностранный бензин, то можем дойти до ситуации такой же, как на Украине. Из множества нефтеперерабатывающих предприятий, доставшихся ей от Советского Союза, сегодня на Украине остался один завод. Он обеспечивает 15% внутреннего рынка, остальное — импорт. Мы не хотим, чтобы с нами произошло то же самое», — заявил Митрахович.

Экономист предположил, что ценового скачка на бензин и дизельное топливо не будет. Цена будет медленно меняться в соответствии с инфляцией. Митрахович также пояснил, что эффект внутреннего перепроизводства должен дополнительно сдерживать рост цен на топливо внутри российского рынка. По словам консультанта, для конечного потребителя цена остается прежней, но со временем, возможно, подрастет. 

Кристина Кузнецова