Первый «Лидер» «Звезды»

Фото: Сергей Мамонтов/ РИА Новости

Судостроительный комплекс «Звезда», строящийся на Дальнем Востоке консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и «Газпромбанка», готов принять заказ на сверхмощный атомный ледокол «Лидер». Об этом пишет ТАСС со ссылкой за сообщение представителя «Звезды».

«Решение о месте строительства ледокола «Лидер» принимает государство. Судостроительный комплекс «Звезда» располагает всеми необходимыми мощностями, оборудованием и специалистами соответствующей квалификации. Судоверфь «Звезда» — единственная, которая может строить крупноблочным методом — это экономит средства и сокращает сроки строительства», — сказал он.

Ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт должен стать единственным ледоколом в мире для круглогодичной проводки судов по Северному морскому пути при толщине льда свыше 4 м. Стоимость судна может составить 70 млрд рублей. В Минпромторге считают, что ледокол требует существенной проработки и подготовки и не может быть сдан ранее 2025 года.  

«Рабочая группа отработала, у нее есть свое заключение, подготовлен доклад (о площадке строительства «Лидера»). Я думаю, что верховный главнокомандующий, президент Российской Федерации (Владимир Путин) во время посещения Восточного экономического форума в сентябре озвучит решение», — сказал в пятницу вице-премьер Юрий Борисов.

Помимо «Звезды» за этот заказ боролась Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), чей Балтийский завод исторически занимался строительством атомных судов. Глава ОСК Алексей Рахманов говорил, что на верфях корпорации ледокол можно построить примерно за 3,5 года.

О том, что Юрий Борисов считает «Звезду» наиболее вероятным исполнителем заказа на «Лидер», в отрасли говорят с конца июня. В частности, эти слухи усилились после того, как вице-премьер посетил обе верфи, а потом провел совещание, на котором должны были выработать рекомендации «для передачи выше». Но, по словам источников издания «Ъ», протокол совещания пока так и не подписан. «Сегодня в строящуюся «Звезду» вложено более 200 млрд рублей, и передача ей заказа должна способствовать загрузке верфи», — отмечал один из источников издания. Также «Ъ» сообщал 3 июля, что «Звезда» после актуализации плана заказов до 2035 года недосчиталась 30% загрузки. Собеседники издания также неоднократно отмечали, что, хотя большой док на «Звезде» и есть, верфь не обладает необходимыми компетенциями для выполнения такого сложного заказа, как «Лидер».

Тем не менее, именно «Звезда» сейчас считается основным претендентом и на остальные заказы под освоение региона Арктики российскими компаниями. «Фактически судоверфь станет крупнейшим в стране кластером гражданского судостроения», — отметил аналитик Eurasia Group Егор Татаринов.

На данный момент в портфеле заказов судоверфи «Звезда» уже свыше 25 судов различного класса, в том числе танкеры типа «Афрамакс», арктические челноки, суда снабжения ледового класса и мелкосидящий ледокол. Верфь сейчас ведет переговоры по еще 15 контрактам. В заказах с новейшей судоверфи уже заинтересована сама «Роснефть», а также «Газпром» и НОВАТЭК. «На прошлой неделе «Звезда» получила уникальный плавучий док грузоподъемностью 40 тыс.т, необходимый для проведения таких работ. Верфь рассчитывает на получение заказов и от иностранных судовладельцев», — рассказал гендиректор предприятия Сергей Целуйко.

На полную мощность первую очередь «Звезды» партнеры по проекту панируют ввести в 2019 году, а вторую — в 2024 году.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Буримистров говорит, что поручение строительства «Лидера» предприятию, которое не полностью введено в эксплуатацию и еще не построило ни одного судна, может свидетельствовать как о неудовлетворенности стоимостью и сроками выполнения заказов по строительству ЛК-60 на Балтзаводе (сроки не раз переносились), так и о проигрыше ОСК в аппаратной борьбе за заказ. «Более логичным представляется не поручение «Лидера» целиком «Звезде» или Балтзаводу, а плавная передача необходимых компетенций от одной верфи другой. То есть корпорация, в рамках которой «Звезда» построила бы корпус и была генподрядчиком, а Балтзавод — субподрядчиком и поставщиком оборудования», — считает эксперт.

С этим мнением согласен и гендиректор компании «Профессиональные комплексные решения» Даниил Новицкий. «Выбор в пользу «Звезды» выглядит неочевидным: строительство займет больше времени и обойдется заказчику дороже, чем на Балтзаводе», — говорит эксперт. По словам, выпуск судна на ССК «Звезда» потребует строительства цеха спецэнергетики и прочей специализированной инфраструктуры для работы с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), подготовки специалистов по работе с ЯЭУ, возникнут временные потери и дополнительные затраты из-за доставки материалов и комплектующих на Дальний Восток (большая часть поставщиков и подрядчиков сосредоточена на Северо-Западе).

При этом до сих пор не определена экономика проекта и источники финансирования. Среди вариантов рассматривались возможность выделения из бюджета 50% средств и привлечение денег «Роснефтегаза». Также прорабатывался формат государственно-частного партнерства, однако крупнейший грузоотправитель на Севморпути НОВАТЭК не был готов финансировать строительство первого «Лидера».

Кристина Кузнецова