Китай настаивает на новой схеме поставок российской нефти

сковородиноВ Пекине не готовы доводить мощность отвода от нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) до плановых 30 млн тонн и предлагают России экспортировать большую часть нефти через порт Козьмино и Казахстан. В Минэнерго не видят проблем, но «Транснефть», опасаясь замораживания своих инвестиций, выступает против.

Порт Козьмино был введен в эксплуатацию в 2009 году. Тогда его мощность составила 15 млн тонн нефти в год, а к 24 марта 2015 года достигала уровня в 100 млн тонн с момента запуска трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Юбилейную тонну нефти принял танкер Ocean Pegasus, который уже 28 марта доставил её в китайский порт Далянь, по сведениям РИА PrimaMedia.

В 2014 году из дальневосточного терминала «Транснефти» было экспортировано около 30 млн тонн нефти сорта ESPO. Основными получателями по итогам года стали страны АТР: Япония — 36%, Китай — 24%, Республика Корея — 15%. Кроме 30 млн тонн, которые экспортируются через порт Козьмино, 15 млн тонн в год нефти ESPO составляют поставки по трубопроводу «Сковородино-Мохэ». В дальнейшем нефть будет поступать и на Хабаровский, и на Комсомольский НПЗ.

В 2015 году Китай готов принять по отводу от ВСТО Сковородино-Мохэ 16 млн тонн российской нефти. Изначально по нему предполагалось прокачивать 15 млн тонн, сейчас объем увеличен до 15,6 млн тонн. Мощность отвода должна вырасти с 2018 года до 30 млн тонн. Однако представители Китая уведомили «Роснефть» о невозможности в срок завершить работы по расширению отвода на своей территории из-за ряда законодательных актов, ужесточивших требования к трубопроводному транспорту по экологии и безопасности. В связи с этим «Роснефть» и китайская CNPC в прошлом году подписали техническое соглашение по вопросам временного изменения пункта поставки к долгосрочному экспортному контракту купли-продажи нефти от 21 июня 2013г. Это дает «Роснефти» возможность поставлять по данному контракту нефть не только через Сковородино-Мохэ, но и через порт Козьмино (конечная точка ВСТО). Изменение маршрута будет действовать на период, пока китайская сторона не завершит расширение трубопроводной системы на своей территории. Китай на встрече «Роснефти», «Транснефти» и PetroChina 5 июня предложил изменить схему: китайцы хотят снизить ежегодный объем прокачки по Сковородино-Мохэ до 20 млн тонн, а остальное экспортировать через порт Козьмино и Казахстан. Альтернативный вариант поставок, по данным «Коммерсантъ» за ноябрь 2014 года, — танкерные поставки через порт в Приморском крае. Между тем, в «Транснефти» заявили, что впервые слышат о такой альтернативе, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на федеральные СМИ.

Одновременно представители CNPC сообщили, что предложенная схема поставок является предметом для обсуждения, а китайская сторона остается верной своим межправительственным обязательствам.

«Транснефть» хочет соблюдения межправительственного соглашения от 2013 года, где оговорена, в частности, мощность отвода в 30 млн тонн. Ранее сообщалось, что «Транснефть» уже провела все необходимые работы по расширению, потратив на это 26 млрд рублей.  «В рамках этого плана идет глобальное строительство, а изменение параметров приведет к пересмотру инвестпрограммы и замораживанию значительных уже вложенных средств», — говорит Игорь Демин. «Транснефть» планирует поставлять на восток 80 млн тонн (30 млн тонн через отвод от ВСТО, остальное — на российские НПЗ и через Козьмино).

По соглашению о доппоставках, с 1 июля 2013 года до 31 декабря 2013 года по нефтепроводу Сковродино-Мохэ должно быть дополнительно поставлено 800 тыс. тонн нефти, с 1 января 2014 года до 31 декабря 2014 года — 2 млн тонн, с 1 января 2015 года до 31 декабря 2017 года — 5 млн тонн в год, с 1 января 2018 года до 31 декабря 2037 года — до 15 млн тонн в год, с 1 января 2038 года до 30 июня 2038 года — 7,5 млн тонн. При этом в целях увеличения объема поставок нефти по нефтепроводу Сковородино-Мохэ в объеме до 15 млн тонн в год Россия должна создать условия для своевременной реконструкции и увеличения мощностей отвода, а китайская сторона — предпринять аналогичные меры по нефтепроводу Мохэ-Дацин в срок до 1 января 2018 года.

Еще 3 июня глава Минэнерго Александр Новак говорил, что Россия и Китай планируют прописать в соглашении гарантии Китая по расширению отвода до 30 млн тонн. Теперь позиция смягчилась: в четверг в Минэнерго заявили, что не считают принципиальным вопрос о затратах на отвод, так как «длина Сковородино-Мохэ не превышает 80 км». В «Транснефти» считают, что нужно оценивать не только стоимость трубы, но и затраты на расширение системы от Западной Сибири, строительство лупингов и насосных станций. По словам представителя монополии, одна станция стоит около 10-20 млрд руб. В «Роснефти» ситуацию не комментируют.

В целом нежелание китайской стороны, а именно PetroChina, вкладываться в расширение трубопровода вполне понятно. Обременять себя дополнительными капиталовложениями по модернизации трубопровода Мохэ-Дацин при наличии иных способов транспортировки нефти большого смысла нет, особенно на фоне услиливающихся тенденций к выделению китайских нефте- и газопроводов из структуры нефтегазовых компаний. Мохэ-Дацин, конечно, не трубопровод Запад-Восток, также принадлежащий PetroChina, однако затрат потребует, а вот выгоды от транспортировки нефти по нему могут достаться уже совсем другой компании.

Кристина Кузнецова