Обратный акциз на нефть и «демпфер»: на какую поддержку из бюджета рассчитывать НПЗ?

За январь НПЗ получат из бюджета более 14 млрд руб. 

По предварительным оценкам ИГ «Петромаркет», по итогам января 2019 г. российские нефтеперерабатывающие предприятия получат 14.4 млрд руб. в качестве обратного акциза на нефть с учетом демпфирующей надбавки (см. Рис. 1). 

При этом НПЗ могли бы получить и более 25 млрд руб., если бы не поставки автобензина на внутренний рынок — за прошедший месяц они стали существенным фактором снижения общей суммы возвратного акциза из-за отрицательности бензиновой составляющей «демпфера». Ключевая причина этого — экстремально низкие бензиновые крек-спреды на европейском рынке, которые держали экспортные цены ниже базовой цены.

Кто же станет получателем возвратного акциза? Как известно, существует три условия, каждое из которых обеспечивает НПЗ право на налоговый вычет:

  1. Организации, владеющие не менее 50%-ой долей НПЗ, находятся под действием санкций иностранных государств.
  2. По итогам трех предшествующих налоговых периодов совокупный объем производства АБ класса 5 и нафты в качестве сырья для нефтехимии составляет не менее 10% от переработанного сырья, а совокупный объем поставок данных продуктов на внутренний рынок — не менее 5 тыс. т.
  3. С Минэнерго заключено соглашение о модернизации НПЗ. 

При этом право заключать с Минэнерго соглашение о модернизации дается только заводам с объемом первичной переработки нефтяного сырья в 2017 г. более 600 тыс. т в год. Это важное обстоятельство делит действующие НПЗ на две категории: крупные и средние НПЗ, имеющие возможность воспользоваться любым из трех условий, и мини-НПЗ, для которых третье условие заведомо недостижимо.

Относящиеся к первой категории НПЗ в качестве возвратного акциза получат 14.37 млрд руб. Для 9 из них право на возвратный акциз за январь 2019 г. общей суммой в 2.58 млрд руб. обеспечат заключенные с Минэнерго соглашения о модернизации. Это Антипинский, Афипский, Марийский, Новошахтинский, Ильский, Яйский НПЗ, ТАНЕКО, Орскнефтеоргсинтез и Славянск ЭКО.

Все крупные НПЗ, принадлежащие, в частности, ЛУКОЙЛу, Роснефти, Газпром нефти, Газпрому, Сургутнефтегазу и НОВАТЭКу, получат возвратный акциз либо как предприятия, входящие в структуру компаний, находящихся под действием иностранных санкций, либо как предприятия, производящие и поставляющие на внутренний рынок в достаточном количестве автобензин и нафту для нефтехимии.

Следует отметить, что в рамках маневра Минфин России предполагал лишить доступа к возвратному акцизу так называемые «технологические офшоры» — НПЗ, собственники которых не находятся под санкциями, которые не производят автобензин и не желают модернизироваться. На сегодняшний день из крупных НПЗ (с объемом переработки более 600 тыс. т в 2017 г.) к таким предприятиям можно отнести Краснодарэконефть, Первый завод, Трансбункер, ВПК-ОЙЛ, Томскнефтепереработку, Анжерскую НГК.

Действительное, первые четыре завода не получат за прошедший налоговый период возвратный акциз на нефть. Однако, последний завод вопреки ожиданиям возвратный акциз получить сможет и без заключения модернизационного соглашения, не находясь «под санкциями» и не производя автобензин. Дело в том, что Анжерская НГК смогла выполнить условие 2, отправив за последние три налоговых периода прямогонный бензин в объеме превышающим 10% от переработанного сырья на нефтехимическое предприятие СИБУРа ООО «Томскнефтехим». Не исключено, что по той же причине удастся получить возвратный акциз и заводу Томснефтепереработка. Однако, определенности с этим по состоянию на 12.02.2019 г. нет из-за отсутствия в распоряжении ИГ «Петромаркет» полных данных об отгрузках нафты с завода за последние 3 месяца.

Получат возвратный акциз и «технологические офшоры» среди мини-НПЗ – ООО «НС-Ойл» и Светлоярский НПЗ ООО «ЭкоТОН» благодаря все тем же поставкам на внутренний рынок прямогонного бензина в качестве нефтехимического сырья (в случае этих предприятий – на СИБУР-Кстово).

Среди мини-НПЗ доступ к обратному акцизу получат также ТПП «Когалымнефтегаз» и ТПП «Урайнефтегаз» ЛУКОЙЛа, Стрежевской НПЗ и ООО «РН-Пурнефтегаз» Роснефти и Кичуйский НПЗ Татнефти, отгрузив на внутренний рынок автомобильный бензин класса 5 в объеме, превышающим 10% переработанной нефти. Для Красноленинского НПЗ и Ямбурггазпрома, входящих в структуры Роснефти и Газпрома соответственно, право на возвратный акциз обеспечено действием иностранных «санкций» на их владельцев. Суммарно по всем мини-НПЗ по предварительным оценкам величина налогового вычета по акцизу на нефть составит 70 млн руб.

Рис. 1. Налоговый вычет по акцизу на нефть для российских НПЗ за январь 2019 г., млрд руб.

 

«Демпфер» в феврале может достичь 6 млрд руб. 

В период с 1 по 8 февраля индикативные экспортные цены на автобензин АИ-92 и дизтопливо выросли в сравнении со средними по январю. Так, в обозреваемый период индикативная экспортная цена на АИ-92 держалась ниже установленного правительством базового значения в 56 000 руб./т в среднем на 5.3 тыс. руб./т (в январе – на 6.4 тыс. руб./т). Индикативная экспортная цена на ДТ превышала базовую цену в среднем на 3.6 тыс. руб./т. (в январе – на 2 тыс. руб.) (см. Рис. 2).

Если средние значения цен на нефть и крек-спредов на европейском рынке, а также курса рубля к доллару в течение всего месяца сохранятся на уровне его первых 8 дней, ожидаемые значения демпфирующих коэффициентов для автобензина и дизтоплива составят: -3 150 руб./т и 5 130 руб./т соответственно.

Если предположить, что в феврале сохранится тот же темп роста поставок автобензина и дизтоплива класса 5 на внутренний рынок относительно прошлого года, что и в январе, ожидаемое значение демпфирующей надбавки за февраль увеличится до 6 млрд руб. с январских 0.7 млрд руб.

Рис. 2. Соотношение индикативных и базовых цен внутреннего рынка, руб./т

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»