Фото: Carsten Coall/Getty Images

На совещании постпредов ЕС 8 февраля Германия и Франция заключили компромисс, который предполагает, что газопровод «Газпрома» «Северный поток – 2» не будет заблокирован. Но требования к этой трубе и стоимость ее строительства могут вырасти, пишет РБК со ссылкой на информацию агентства AFP. 

Позиция постпредов была подготовлена на основе компромисса Берлина, главного сторонника «Северного потока – 2», и Парижа, который накануне голосования решил голосовать против проекта «Газпрома», сообщило французское информагентство. 

«Европейские страны достигли соглашения по вопросу о том, как регулировать российский газопровод «Северный поток – 2», — заявила канцлер Германии Ангела Меркель на пресс-конференции, отказавшись уточнить детали. «Что касается Газовой директивы, мы достигли соглашения, и это стало возможным благодаря тому, что Германия и Франция тесно сотрудничали», — добавила она.

По данным «Ъ», главным нововведением стало то, что именно та страна ЕС, где находится первый пункт соединения газопровода из третьей страны с газовой системой члена союза, имеет полномочия вести переговоры о применении директивы. В случае «Северного потока – 2» это означает, что именно Германия сможет решать, в какой степени директива будет применяться к газопроводу. 

Как отмечают «Ведомости», обсуждаемые в Европе поправки в газовую директиву должны распространить ключевые принципы регулирования европейского рынка газа на все морские газопроводы. 

По мнению «Ъ», если поправки и будут приняты в настоящем виде, проблем все равно не избежать. «Во-первых, если «Северный поток – 2» будет построен после даты вступления поправок в силу, он не сможет получить исключения из Третьего энергопакета ЕС по упрощенной процедуре (без исключений придется разделять владельца трубы и поставщика газа и дать доступ третьим лицам к мощностям газопровода). Вместо этого Германии и России придется заключать специальное соглашение о правовом режиме газопровода», — пишет «Ъ». 

Причем, как подчеркивает издание, Германия должна будет получать разрешение ЕК на такие переговоры, запросив его не позднее, чем за пять месяцев до их начала. Кроме того, Брюссель может и не дать разрешение на переговоры, если, например, сочтет, что те «могут повредить функционированию внутреннего рынка газа, конкуренции или безопасности поставок». 

Эксперт, знакомый с внутриевропейскими дискуссиями о реформе газовой директивы ЕС, рассказал «Российской газете», что в Берлине критично относятся к идее внесения в нее новых поправок, которые задним числом накладывали бы ограничения на уже запущенные проекты. При этом первые лица ФРГ продолжают говорить о необходимости диверсификации газовых поставок. По словам обозревателя Frankfurter Allgemeine Zeitung, США продолжают лоббировать строительство в Германии терминалов по приему американского СПГ, в то время как Берлин, отстаивать неприкосновенность «Северного потока – 2», демонстрирует нежелание находиться в зависимости от Вашингтона. 

«Принятие директивы с совместными правками Германии и Франции стало бы хорошей новостью для Москвы», — комментирует «Ведомостям» директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Берлин занял прагматичную позицию и последовательно защищал проект, который позволит Германии и в целом Европе увеличивать объемы закупок российского газа на фоне падения внутренней добычи. Вряд ли эта позиция поменяется, Германия и дальше будет лоббировать проект», — считает Маринченко. «Поскольку Германия и Франция выступили единым фронтом, можно констатировать, что Париж также стал более благосклонно смотреть на проект», — добавляет эксперт. 

«То, что Франция и Германия достигли соглашения, значительно повышает шансы на успех проекта», — считает управляющий партнер BMS Law Firm Алим Бишенов. «Здесь одним из ключевых моментов была позиция Германии, и новые поправки как раз ее учитывают. Так как Румыния будет стимулировать быстрейшее принятие документа в окончательной редакции, вполне вероятно, что к запуску «Северного потока — 2» все бюрократические препятствия будут устранены», — высказывает свое мнение Бишенов. 

«Согласованные Германий и Францией поправки снимают риски того, что полномочия по предоставлению исключений из Третьего энергопакета будут переданы ЕК или отданы на откуп коллективному решению нескольких стран ЕС», — говорит Алексей Гривач из ФНЭБ в беседе с «Ъ». «Но возникают риски затягивания ввода «Северного потока – 2» из-за необходимости коммуникации с ЕК», — продолжает он. «Кроме того, Германия получает дополнительный рычаг давления на Россию в переговорах по транзиту газа через Украину». Однако, по мнению Гривача, поскольку Россия и Германия и так договорились о сохранении транзита после 2020 года, а процесс заполнения нового газопровода всегда происходит поэтапно, эти сложности не являются новыми и принципиальными. 

Кристина Кузнецова