Как сообщает «НОВАТЭК», совместное предприятие «Арктик СПГ 2» подписало с компанией TechnipFMC контракт на проектирование, поставку оборудования, материалов и комплектующих, строительство и ввод в эксплуатацию комплекса по подготовке и сжижению природного газа мощностью 19,8 млн т в год в рамках второго российского арктического проекта по сжижению природного газа. Контракт предусматривает запуск первой очереди «Арктик СПГ 2» в 2023 г.

В рамках нового российского проекта в Заполярье предполагается строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн тонн в год каждая на основаниях гравитационного типа. По словам председателя правления «НОВАТЭКа» Леонида Михельсона, новый проект является «еще более масштабным и инновационным» по сравнению с реализованным «Ямал СПГ». Отработанная в рамках «Ямал СПГ» логистическая модель экспорта производимого в российской Арктике сжиженного природного газа, с выходом на перспективные рынки сбыта, а также значительные запасы углеводородов нового проекта станут основой для «Арктик СПГ 2». Проект реализуется на ресурсной базе Утреннего месторождения, с доказанными и вероятными запасами (по стандартам PRMS) в 1,138 трлн куб. м природного газа и 57 млн т жидких углеводородов. По российской классификации запасы месторождения оценены в 1,978 трлн куб. м природного газа и 105 млн т жидких углеводородов. ООО «Арктик СПГ 2» владеет лицензией на экспорт СПГ. 

Участниками проекта являются «НОВАТЭК» (90%) и Total (10%), уже выкупившая свою долю за 308,6 млрд рублей — сделка по вхождению французской компании в проект закрыта, согласно отчетности российской компании за первый квартал 2019 г.  Как сообщала российская компания, в рамках Международного форума «Один пояс, один путь» «НОВАТЭК» и Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация (CNOOC) подписали этой весной обязывающее соглашение об условиях вхождения в проект «Арктик СПГ 2». Соглашение предусматривает приобретение CNOOC 10% доли участия в проекте. Кроме того, в ходе того же форума российская компания подписала соглашение с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), о вхождении ее 100%-ой дочки Китайской национальной компании по разведке и разработке нефти и газа (CNODC) в проект «Арктик СПГ 2». CNODC, как и CNOOC, должна выкупить у «НОВАТЭК» долю в 10% участия в новом арктическом проекте.

Еще до окончательного определения ключевых участников проекта, российская компания активно занимается контрактованием поставок «Арктик СПГ 2». В начале апреля 2019 г. «НОВАТЭК» подписал соглашение с испанской Repsol о поставках сжиженного природного газа в объеме 1 млн т СПГ в течение 15 лет. Среди западных подрядчиков участником «Арктик СПГ 2» стала также Siemens, компания обеспечит проект оборудованием. В начале этого года «НОВАТЭК» подписал с немецкой компанией договор о поставке компрессорного оборудования для всех трех линий по производству СПГ, лишь для последней третьей линии предполагается локализация на территории России выпускаемых и поставляемых для этого проекта компрессорных агрегатов Siemens. Ранее немецкая компания поставляла газотурбинные генераторы и компрессоры отпарного газа для завода «Ямал СПГ».

Что касается российских производителей, сейчас «НОВАТЭК» активно инвестирует в проект создания Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области, где планируется построить основания гравитационного типа для СПГ-завода проекта. Кроме того, в мае этого года стало известно, что «Совкомфлот» получит контракты на перевозку СПГ с помощью четырех газовозов арктического типа в рамках «Арктик СПГ 2». Согласно информации «Коммерсанта», новые СПГ-танкеры предполагается построить на дальневосточной верфи «Звезда» компании «Роснефть». Их строительство будет профинансировано ВЭБ по механизму лизинга. Как сообщается, в апреле «Звезда» и «Совкомфлот» заключили контракт на строительство пилотного газовоза для проекта «Арктик СПГ-2», с датой поставки судна в первом квартале 2023 г. Всего же на «Звезде» предполагалось построить до 15 газовозов для этого проекта. Однако появилась информация о том, что эти газовозы будут построены на корейских верфях. Главный вопрос заключается в стоимости такого СПГ-танкера. Эксперты оценивают строительство газовоза в Корее на уровне 320–330 млн долларов, тогда как на дальневосточной верфи в России, где производство таких судов только предстоит наладить, — в 400–600 млн долларов. Но и за корейские контракты, возможно, предстоит побороться. «Нефтянка» уже писала, что азиатские верфи могут быть полностью загружены заказами на строительство газовозов конкурирующего проекта мирового лидера на рынке сжиженного природного газа — Катара.

Мария Кутузова