В июне 2020 года президент США Дональд Трамп наложил санкции на капитанов пяти иранских танкеров, которые перевозили бензин в Венесуэлу. В мае они совершили первую и пока последнюю поставку бензина из Ирана, за которую Каракас заплатил и без того скудными золотовалютными запасами своего Центробанка. Но уже в начале августа иранские запасы бензина стали подходить к концу. В собственном материале Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) рассказывает, где добывают венесуэльцы бензин для своих автомобилей и во сколько он им обходится. 

В начале августа 2020 года на немногочисленных автозаправках по всей Венесуэле вновь образовались длинные очереди. Почти встал общественный транспорт, который исчез с улиц. Венесуэльцам приходится шагать по несколько километров, чтобы добраться до работы. Последние литры бензина в стране могут закончиться уже в ближайшие дни, заявила Унитарная федерация нефтяников Венесуэлы.

Каракас не в состоянии обеспечить бензином население, которому необходимо 120 тыс. баррелей топлива в день. При этом в мае Иран доставил всего около 1,5 млн баррелей. Решение проблемы оказалось временным и к тому же дорого обошлось Каракасу, поскольку доставка топлива по морю на расстояние в 13,6 тыс. километров добавляет около 10% к стоимости барреля. Чтобы на время снизить градус недовольства, правительству Венесуэлы пришлось заплатить 500 миллионов долларов золотом. Президент Николас Мадуро тщательно старался отнестись к купленному товару экономно, продавая одну часть в национальной валюте, боливарах, а вторую уже в долларах для тех, кто не получает государственных субсидий. Тем не менее, ситуация вновь близка к критической.

ИРТТЭК побеседовал с доктором Ролином Игуараном, руководителем кафедры нефти Университета Сулии (Венесуэла), который рассказал, что происходит с венесуэльским рынком бензина прямо сейчас.

В Венесуэле производство и распределение бензина принадлежит государству, которое управляет им через PDVSA, — рассказывает доктор Игуаран. — Эта государственная корпорация контролирует распределительные сети компаний, владеющих воздушными линиями, морским и речным транспортом и промышленным сектором. Поставки для частных клиентов обычно осуществляются через частные станции обслуживания, но с первого квартала 2020 года они контролируются государством и оккупированы Национальной гвардией (которая входят в состав национальных вооруженных сил). 

С прошлого года дефицит бензина для общественного транспорта и автопарка населения усиливается. Поэтому национальное правительство Венесуэлы приняло следующие меры:

  • Продажа бензина автовладельцам по последней цифре номера на автомобиле.
  • Установлен максимум 30 литров бензина на машину.
  • Сервисные станции, где продается бензин для автопарка, были разделены на регулируемые (где продается 40 литров за 1 доллар) и нерегулируемые (где литр продается за 1 доллар).

Несколько дней назад появилась информация, что на все население Венесуэлы осталось около 15 тыс. баррелей бензина. Где страна будет брать бензин после этого?

Бензин, распространяемый государством, снова становится дефицитом. Поэтому появляются продажи бензина, которые правительство не контролирует. Так называемый «черный рынок», который появляется пропорционально во всех регионах страны. И это становится общеизвестным фактом. 

Какая цена ждет покупателя, если он захочет покупать бензин, например, в Каракасе?

Бензин на черном рынке покупается по цене от 2 до 4 долларов за литр. В настоящее время эта цена имеет тенденцию к росту по мере увеличения дефицита.

Как работает черный рынок бензина в Венесуэле?

Местный черный рынок — это розничные продавцы на обочинах дорог в жилых домах. Есть даже персонализированная доставка с оплатой в долларах и по регионам. Например, в городе Маракайбо, который находится в четырех часах езды от северной границы с Колумбией, бензин на черном рынке продается по цене от 2 до 3 долларов за литр, в Каракасе (центр страны) от 4 до 5 долларов за литр. Бензин на черном рынке поступает в основном из Колумбии контрабандой. За каждым прибыльным бизнесом в Венесуэле стоит крупная двунациональная венесуэло-колумбийская мафия.

Сколько бензина производит Венесуэла? Какую часть национальных потребностей он может покрыть?

Два нефтеперерабатывающих завода, производящих бензин в Венесуэле, это Эль-Палито в центре страны и Парагуанский нефтеперерабатывающий центр (CRP), не производят достаточное количество бензина, а кризис нехватки топлива стремительно становится все серьезнее.

С понедельника, 10 августа, правительство Венесуэлы поставляет бензин владельцам транспортных средств, имеющих охранную грамоту, выданную национальным правительством. Среди тех, кто ее получил, медицинский персонал, то есть врачи, медсестры и прочие работники государственных больниц.

Какие варианты вы считаете наиболее подходящими для решения проблемы с бензином?

Единственный способ изменить ситуацию — это производить бензин и контролировать распределительные сети. И важно понимать, что черный рынок бензина и предметов первой необходимости — не враг национального правительства, которое полностью контролирует государственный аппарат и общественные учреждения. Контрабанда покрывает спрос среднего класса, который государство не может или не хочет покрывать. 

В Венесуэле нет политической оппозиционной группы, способной извлечь выгоду из социального недовольства, ее лидеры не имеют физического присутствия там, где возникает социальный дисбаланс. Они занимают радикальные антисистемные позиции и дискредитированы из-за сомнительных или непрозрачных действий.

Правящая партия выглядит более сильной за 106 дней до следующих выборов в Национальное собрание, единственное место, где правительство не имеет большинства. Традиционную политическую оппозицию составляют 4 основных партии (Acción Democrática, Promero Justicia, Un Nuevo Tiempo, и Voluntad Popular), но они упорно идут по проигрышному пути, совершая одни и те же ошибки и отказываясь от участия в избирательных процессах. Они заявляют, что участвовать в выборах для них означает легитимировать победы правящей партии, то есть заранее воспевать свое поражение.

Михаил Вакилян
Зарубежный корреспондент ИРТТЭК