Фото: Виктор Драчев/ТАСС

Москва и Минск, до сих пор не согласовавшие размер тарифа на транзит нефти по нефтепроводу «Дружба» через Белоруссию, приостановили переговоры, сообщает «Ъ» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. 

Одна из основных причин затягивания переговоров заключается в том, что «бессмысленно обсуждать стоимость транзита до тех пор, пока неизвестны точные объемы, которые пойдут через республику», пишет ТАСС со ссылкой на источник. Это, по его мнению, во многом зависит от того, как пройдут переговоры между «Белнефтехимом» и российскими нефтекомпаниями об условиях поставки нефти в Белоруссию. По данным издания, нефтекомпании требуют премии в $6 на тонну к экспортному паритету, а в Минске настаивают на ее отмене.

При этом, как говорит один из источников «Ъ», на последней встрече на рабочем уровне по вопросу транзита выяснилось, что Минск рассчитывает тариф, исходя из объемов поставки на свои НПЗ в 17,5 млн тонн, тогда как российская сторона исходит из договоренности о поставке 24 млн тонн. «Логично, что если Белоруссия ориентируется на объемы менее 18 млн тонн, то она хочет компенсировать недополученную выгоду более высоким тарифом», — говорит один из собеседников «Ъ».

Как отмечают «Известия», на этой неделе переговоры могут продолжиться, но, скорее всего, они будут носить «номинальный» характер. Вероятно, стороны дождутся автоматической индексации ставки транзита 1 февраля, согласно межправсоглашению (на прогнозный размер инфляции плюс 3%, т.е. на 6,8%).

После индексации тарифа в феврале Минск может к лету вернуться к переговорам о его повышении, учитывая компенсации за грязную нефть и свои затраты на новый экологический налог. 

Ранее, 16 января, министр энергетики Виктор Каранкевич заявлял, что Белоруссия планирует возобновить переговоры по вопросу поставок газа из России до конца января, напоминает РБК. Представитель исполняющего обязанности вице-премьера России Дмитрия Козака заявил, что данных о новых встречах Москвы и Минска по этому вопросу пока нет. В «Транснефти» ситуацию комментировать отказались. Совещание о транзите российской нефти через территорию Белоруссии стороны провели 13 января, однако Москва и Минск не смогли прийти к соглашению, подчеркивает издание. 

Как отмечал еще в середине декабря ТАСС, белорусская компания «Гомельтранснефть Дружба» планирует с 2020 года увеличение на 16,6% тарифа на услуги по транспортировке российской нефти по магистральным нефтепроводам, расположенным на территории Республики Беларусь. 

«В случае отсутствия договоренности о размере тарифов между организациями трубопроводного транспорта России и Республики Беларусь указанный вопрос должен решаться органами в области тарифного регулирования России (ФАС) и Республики Беларусь (МАРТ) в сроки не позднее 15 января 2020 года», — сообщало агентство ТАСС со ссылкой на релиз российского антимонопольного ведомства. 

Сергей Гарамита из Райффазенбанка считает, что если Минск будет просить повысить тариф на 20–30% или больше, российские компании предпочтут перенаправить часть потоков с «Дружбы» в порты, с чем у «Транснефти» не возникнет проблем. «Уже сейчас компания может дозагрузить мощности в Приморске, Усть-Луге, Новороссийске не менее, чем на 30 млн тонн. План по прокачке через Белоруссию на этот год составляет 50 млн тонн. Другим вариантом может стать перенаправление нефти на переработку в РФ. Исходя из заявок грузоотправителей «Транснефти» на 2020 год, поставки на российские НПЗ вырастут на 13 млн тонн», — сказал эксперт в беседе с «Ъ».

Кристина Кузнецова