Минфин разработал законопроект о пересмотре параметров НДД

Фото: Алексей Андронов/ТАСС

Минфин 29 июля разослал по профильным министерствами законопроект о пересмотре параметров НДД, передает «Ъ» со ссылкой на информацию источников, знакомых с ситуацией. 

Как отмечает издание, в самом министерстве эту информацию подтвердили, а в Минэнерго отметили, что уже направили свою позицию. Параллельно законопроект проходит оценку регулирующего воздействия. 

ТАСС добавляет, что поправки в НДД могут увеличить отчисления компаний в бюджет на 200 млрд рублей за три года. По оценке Минфина, только за год бюджет недополучил от НДД 213 млрд рублей. 

Как напоминает агентство, с 2019 года под НДД подпадают месторождения с высокой долей выработанности и определенным географическим положением. Сейчас Минфин предлагает ухудшить условия НДД для всех групп месторождений, запретив уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%).

Кроме того, для второй группы месторождений (всего их четыре в НДД) предлагается вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021–2023 годах ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот. 

Интерфакс подчеркивает, что по подсчетам финансового ведомства, эти меры должны принести в бюджет дополнительно 87,8 млрд рублей в 2021 году и 55,6 млрд рублей в 2022 году. Также отмечается, что именно у «Газпром нефти» и «Роснефти» месторождения входят во вторую группу (и еще одно месторождение «Сургутнефтегаза»). 

Агентство также напоминает, что Минэнерго оценивает эксперимент по НДД в целом успешным. «Мы очень внимательно следим за тем экспериментом, который подходит. И в этом отношении мы полагаем, что в общем эксперимент довольно удачный, потому что видно из него, что добыча на этих месторождениях идет, инвестиции вкладываются. И соответственно полагаем, что можно говорить о расширении той группы месторождений, которые мы под НДД отвели», — цитирует Интерфакс заявление директора департамента Минэнерго Александра Гладкова. 

Аналитики ВТБ Капитал и ранее, выступая против введения НДД, указывали, что, столкнувшись с неэффективностью и проблемами администрирования этого налога, правительство наверняка попытается компенсировать недополученные доходы. 

«Именно это мы и наблюдаем сейчас, когда нефтяная отрасль оказалась под давлением со стороны резко ухудшившейся макроэкономической ситуации, налоговых изменений и ограничений в рамках соглашения ОПЕК+. Для «Газпром нефти» и «Роснефти», которые в большей степени используют НДД для второй группы месторождений, негативный эффект от потенциальных изменений в налоговом режиме будет более ощутимым, чем для остальных компаний. По нашим оценкам, при цене на нефть в $45–47 за баррель EBITDA «Газпром нефти» за 2021 и 2022 годах может снизиться на $1,1 млрд (22%) и $0,9 млрд (15%) соответственно, а EBITDA «Роснефти» — на $440 млн (2,4%) и $990 млн (4,7%) соответственно», — комментируют аналитики ВТБ Капитал агентству ПРАЙМ. По их мнению, новость «ухудшает восприятие компаний рынком». 

Нефтяники, в свою очередь, считают не вполне корректной как систему расчета выпадающих доходов, так и подход Минфина к их компенсации. «Нефтяники отказались от официальных комментариев. Но некоторые из них признают, что компании действительно получили «непредвиденную доходность» по второй группе месторождений», — пишет «Ъ».

Представители нефтяных компаний согласны, что НДД следует скорректировать и отказаться от пониженных коэффициентов по второй группе, но не понимают, почему должны компенсировать Минфину потери из-за ошибок в расчетах, допущенных самим министерством. По данным «Ъ», наиболее жесткую позицию занимает «Роснефть», которая предлагает ничего не менять. Но и другие крупные нефтяники считают, что вопрос едва ли удастся решить компромиссно и в итоге он будет вынесен на уровень президента. 

Кристина Кузнецова