Маврикий. Хроники экологической катастрофы

Островное государство в Индийском океане охвачено протестами. Демонстранты осуждают власти за недостаточные действия по предотвращению экологической катастрофы, произошедшей из-за разлива нефти и нефтепродуктов с севшего на мель в районе коралловых рифов японского сухогруза Wakashio. В конце июля 2020 г. из пробоины в судне вылилось около тысячи тонн топлива: в природоохранной зоне знаменитого морского заповедника Блю-Бэй образовалось огромное нефтяное пятно. В августе судно раскололось на две части. Авария привела к экологической катастрофе, первой за всю историю Маврикия. Одним из наиболее очевидных фактов ущерба от разлива стала гибель более сорока дельфинов, обнаруженных рыбаками.

Капитан японского сухогруза сообщил о пробоине в судне спустя более недели после аварии, когда нефтяное пятно дошло до побережья. По разным данным, авария произошла 25 или 26 июля, тогда как официальная информация о ней появилась лишь 6 августа. Капитан судна и его заместитель были арестованы полицией. Им было отказано в освобождении под залог, и они остаются под стражей. Они обвиняются властями Маврикия в действиях, которые могли поставить под угрозу безопасное плавание. Wakashio отклонилось от намеченного маршрута на 102 км и наскочило на хорошо обозначенный на морских картах коралловый риф. По последним данным судно подошло близко к берегам острова с целью обеспечить сотовую связь и сигнал Wi-Fi членам экипажа. Еще одной причиной называют последствия вечеринки по случаю дня рождения одного из команды Wakashio. Законодательство Маврикия за преступления в области экологии предусматривает до 12 лет тюремного заключения и крупный штраф.

Власти островного государства обращались за помощью к Франции и ООН, поскольку не знали, что делать с этим разливом, не имея никакого опыта в ликвидации нефтяных аварий. Несмотря на то, что правительство страны объявило режим чрезвычайной экологической катастрофы, местное население долгое время было вынуждено собственными силами бороться с разливом нефти, сооружая боны для локализации разлива из листьев сахарного тростника. На острове даже прошла кампания по сбору волос, которые местные жители использовали как абсорбенты для сбора топлива. 

Правительство Маврикия создало комиссию по расследованию причин и обстоятельств аварии японского судна Wakashio. Национальное законодательство предусматривает компенсационные выплаты государству со стороны компаний, виновных в загрязнении окружающей среды. Маврикий потребовал от японских властей 34 млн долларов для помощи рыбакам, пострадавшим из-за экологической катастрофы. Лишь спустя несколько недель после аварии Япония начала отправлять на Маврикий команды специалистов, а также соответствующее оборудование и абсорбенты. По словам ученых, последствия разлива будут оказывать воздействие на экономику островного государства, зависящего от туризма и рыболовства, на протяжении десятилетий.

Мария Кутузова