Текущий год обещает стать непростым для нефтепродуктов. Участники рынка с опаской ждут, когда проявит себя эмбарго на импорт российских нефтепродуктов в Евросоюз. Ничего хорошего не ожидает и Международное энергетическое агентство (МЭА), которое считает, что дефицит дизельного топлива на мировом рынке вероятно будет значительно более глубоким.

На фоне этого показательно прозвучала новость о том, что Кувейт увеличит в пять раз поставки дизельного топлива в Европу с целью восполнить образовавшийся вакуум после ухода российских нефтепродуктов. 

Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) рассказывает о том, как Кувейт пытается прорваться на перспективный европейский рынок. 

Какие-то 100 лет назад жители Кувейта освещали улицы и жилища с помощью кунжутного масла. А вперые узнали об электричестве лишь после того, как в начале XX века шейх Мубарак бин Сабах ас-Сабах привез небольшой электрогенератор для освещения свадьбы своего сына шейха Хамада аль-Мубарака. 

Реальный толчок развитию энергетического сектора дало открытие нефтяных месторождений в 1933 году. А в 1949 году в стране появился первый НПЗ Mina Al Ahmadi мощностью 25 000 баррелей в сутки, на котором производились бензин, дизельное топливо и керосин для удовлетворения внутреннего спроса. С годами мощность НПЗ выросла до 466 000 баррелей в сутки. Но с недавних пор Кувейт стал более активно наращивать производство, в связи с новыми перспективами по экспорту.

Закрепиться в Европе

По информации МЭА, до конфликта на Украине Евросоюз импортировал из России около 600 000 баррелей дизельного топлива. Но скоро эти мощные потоки иссякнут. Образуется вакуум, который уже стремятся заполнить производители по всему земному шару, от Мексики и Нигерии до Кувейта. Но последний все-таки находится географически в более выгодном положении по отношению к Европе. 

Вообще весь Ближний Восток в данный момент ведет активные переговоры с европейцами. Международное энергетическое агентство считает, что в 2023 году ближневосточные НПЗ будут перерабатывать 8,8 млн баррелей сырой нефти в день, то есть на 1 миллион больше, чем в 2019 году. Кажется, переговоры с европейцами идут успешно.

Что касается Кувейта, то он увеличит поставки до 2,5 млн тонн, или примерно 50 000 баррелей в день, по сообщению Al-Qabas daily. Также эта страна активно предлагает европейцам и свое авиационное топливо, планируя удвоить эти поставки. 

В преддверии увеличения экспорта Кувейт наращивает собственные мощности, тратя на это миллиарды долларов. Например, активным образом идет ввод в эксплуатацию блоков нового НПЗ Аль-Зур мощностью 615 000 баррелей в сутки. Первый его блок был запущен в ноябре и сразу же начал отправлять зарубежным покупателям нафту, мазут с низким содержанием серы и реактивное топливо. А в этом году ожидается ввод второго и третьего блоков, причем еще до завершения весеннего периода.

Как сообщают местные СМИ, это будет один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в мире. С помощью одного только Аль-Зур Кувейт потенциально может заместить российские нефтепродукты в полном объеме и даже еще останется. Как утверждают эксперты, когда НПЗ заработает на полную мощность, он сможет производить 1.5 млн баррелей в сутки. Для сравнения, хоть и относительного: в конце 2021 года Евросоюз закупал 1.3 млн баррелей российских нефтепродуктов в сутки.

Так что процесс постепенно идет, и уже в декабре 2022 года Кувейт отправил в ЕС первую партию дизельного топлива, о чем сообщило местное информационное агентство KUNA, ссылаясь на заявление Кувейтской национальной нефтяной компании (KNPC). Партия объемом в 66 000 тонн была произведена специально в соответствии с требуемыми стандартами Евросоюза.

Разумеется, не один Кувейт целит в перспективный европейский рынок. Соседи по региону тоже совсем не против по-максимуму воспользоваться ситуацией, в частности Саудовская Аравия и ОАЭ. Да и Китай с Индией упускать этот рынок не намерены, а китайцы даже заблаговременно увеличили квоты на экспорт топлива для своих НПЗ. 

Что касается самого Евросоюза, то самому ему себя нефтепродуктами никак не обеспечить. Нет достаточных мощностей и становится все меньше: только за последние 10 лет в странах блока было закрыто 24 НПЗ. Так что поставки извне жизненно необходимы. И желательно, решить этот вопрос как можно быстрее, чтобы цены на тот же дизель не взлетели до небес, о чем осторожно предупреждают аналитики. Так что шансы Кувейта закрепиться на европейском рынке видятся вполне себе перспективными. 

Михаил Вакилян
Зарубежный корреспондент ИРТТЭК