Кто если не «Транснефть»?

Чиновники решили доработать законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов», сообщают «Ведомости» со ссылкой на протокол совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 22 августа.

ТАСС дополняет, что доработанный законопроект должен быть представлен в правительство до 17 сентября текущего года. «На совещании было принято решение создать рабочую группу под руководством замглавы Минэнерго Павла Сорокина, которая займется доработкой законопроекта», — передает агентство.

Согласно протоколу совещания, правительство предлагает строить магистральные трубопроводы только в соответствии с инвестпрограммой «Транснефти» за счет инвестиционной составляющей тарифа. Вариант, когда «Транснефть» строит магистральный трубопровод в интересах отдельных нефтегазовых компаний, которые затем возмещают ей затраты, предлагается исключить. Сейчас нефтяники в таких случаях возмещают «Транснефти» расходы через долгосрочный тариф, труба при этом остается в собственности монополии.

ФАС планирует проиндексировать тарифы для «Транснефти» на 2018 год на 3,95% в то время как компания просила о росте на 21%, отмечает «Парламентская газета». В монополии заявляли, что рост тарифа в пределах 4% угрожает дефицитом бюджета в 88 млрд рублей.

Агентство нефтегазовой информации напоминает, что законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов» был разработан Минэнерго в 2016 году по поручению президента России Владимира Путина.

Однако тогда основные замечания к законопроекту предъявила «Роснефть». Издание РБК летом 2017 года написало, что глава корпорации Игорь Сечин был не согласен с вводимыми законопроектом «инвестиционными» надбавками к тарифам. Все своих замечания Сечин оформил в письме министру энергетики Александру Новаку. В частности, он указал на «непрозрачную структуру» перераспределения прибыли внутри группы «Транснефть», а также не согласился с закрепляемым законом принципом «качай или плати».

По сведениям РБК, Минэнерго отказалось комментировать переписку. Но так или иначе в 2017 году «из-за наличия неразрешимых разногласий по законопроекту» его обсуждение было отложено «на неопределенный срок».

На принятии закона настаивает «Транснефть», пишет «Парламентская газета». Монополия, в частности, предлагала штрафовать за воспрепятствование обслуживанию и ремонту труб, а также устранению последствий аварий. Кроме того, будет уточнено определение магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов, а именно допустимость их нахождения исключительно в собственности «Транснефти» для исключения совмещения деятельности по добыче нефти и производству нефтепродуктов с деятельностью по их транспортировке.

Как рассказал «Ведомостям» сотрудник одной из нефтяных компаний, у нефтяников пока нет консолидированной позиции по законопроекту. «Сейчас можно быстро договориться с «Транснефтью» о трубе к новым месторождениям за ее счет, эти расходы она закладывает в тариф. Некоторые считают это неправильным, а сами тарифы — грабительскими. Есть предложение изменить систему: учитывать строительство труб к новым месторождениям в инвестпрограмме «Транснефти». Но это может серьезно ухудшить оперативность принятия решений», — сказал он.

«Тариф — единственный источник возмещения затрат для «Транснефти». Вопрос, что в нем учитывать», — считает аналитик Raiffeisen bank Андрей Полищук. «По сути, он должен покрывать расходы, дивиденды и приносить прибыль», — говорит эксперт.

Издание также ссылается на обзор Института развития технологий ТЭКа. «Недостаток существующей системы — отсутствие внешней независимой экономической экспертизы тарифных ставок», — говорится в обзоре. А нефтяники зачастую завышают объемы по прокачке нефти по планируемым трубопроводам, что ведет к необоснованным расходам «Транснефти».

Кристина Кузнецова