Рынок нефтепродуктов в РФ имеет признаки олигополии, необходимо принятие ряда мер по развитию конкуренции 03 октября 2018. К таким выводам пришли участники круглого стола «Выполнение поручений президента по развитию конкуренции на топливном рынке», организованном 27 сентября «Деловой Россией» и некоммерческим партнерством «Совет по товарным рынкам»

Ведущим круглого стола выступил заместитель председателя комитета «Деловой России» по энергетике, член генсовета Денис Черепанов.

В круглом столе приняли участие депутаты Государственной думы, представители профессиональных участников топливного рынка, независимых сетей АЗС, перевозчиков топлива, крупных промышленных компаний — потребителей нефтепродуктов, а также эксперты рынка.

«Конкуренция на российском топливном рынке есть, но она нездоровая. Раньше за это в основном платили нефтеперерабатывающие заводы, а теперь и конечные потребители, в том числе население», — заявил первый заместитель председателя комитета по энергетике Государственной думы РФ Валерий Селезнев в своем вступительном слове на круглом столе.

Необходимо комплексное решение проблемы, в том числе, через рост нормативов продажи нефтепродуктов на бирже, считает Валерий Селезнев. Кроме того, предлагается продолжить работу по развитию биржевых торгов поставочными фьючерсами, контрактами на экспортируемую нефть, по развитию биржевой торговли нефтепродуктами. Требуют внимания перспективы внедрения механизмов банковских гарантий для биржевой торговли нефтепродуктами. Необходимо, безусловно, решать проблемы с транспортировкой покупаемых на бирже нефтепродуктов.

«Все мы помним события первого полугодия 2018 года, когда выросли цены на заправках и, соответственно, пришлось говорить о том, что главная причина роста цен – это отсутствие здоровой конкуренции на рынке нефтепродуктов. По факту в части регионов России наблюдается высокая концентрация продавцов с высокой рыночной долей и влиянием. Аналогичной позиции придерживается и ФАС России, которая отмечала в своём ежегодном отчёте о состоянии конкуренции, что доминирующее положение крупных компаний и их возможность переносить центр прибыли по всей цепочке реализации даёт возможность осуществить ценовое давление на независимых участников рынка», — отметил Валерий Селезнев.

Данную позицию поддерживает НП «СПТР», предлагая не только увеличение нормативов биржевых продаж, но и повышение конкуренции на топливном рынке за счет снижения транзакционных издержек для участников рынка, создания равных условий для всех участников рынка, объединения базисов поставки и предоставления покупателю права самостоятельного выбора способа транспортировки, а также снижения биржевых комиссий и внедрения механизма банковских гарантий.

«Реализация данных мер позволит независимым участника топливного рынка – и трейдерам, и независимым сетям АЗС — более эффективно конкурировать с вертикально интегрированными нефтяными компаниями, что положительно скажется на уровне цен на топливо для конечных потребителей», — считает генеральный директор НП «СПТР» Илья Мороз.

В первую очередь, считает он, необходимо принять меры, которые являются очевидными и легко реализуемыми: снизить транзакционные издержки, которые в итоге оказываются в конечной стоимости топлива.

О проблемах конкуренции на топливных рынках субъектов федерации собравшимся рассказали представители региональных независимых сетей АЗС: «Согласно указу президента, к 2022 году в розничной продаже нефтепродуктов планируется достичь показателя минимальной доли присутствия организаций частной собственности в размере не менее 90 %. При этом, например, в Саратове после покупки ТНК-BP «Роснефть» занимает доминирующее положение. После приобретения «Башнефти» доля «Роснефти» на саратовском топливном рынке ещё увеличилась. Таким образом, доля доминирующего игрока на локальном рынке не только не сокращается, но и растёт», — сообщила генеральный директор саратовской сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.

По итогам круглого стола была подготовлена резолюция с предложениями федеральным органам исполнительной власти и регуляторам по совершенствованию механизмов развития конкуренции на топливном рынке. «Основная цель предлагаемых мер — защитить малый и средний бизнес от давления со стороны крупных компаний, что, по сути, и является задачей общественной организации», — напомнил заместитель председателя комитета по энергетике «Деловой России» Денис Черепанов.

«Мы постараемся транслировать на проблемы топливного рынка тот опыт, который мы накопили в электроэнергетике, поэтому я надеюсь, что результаты в нефтепродуктовом сегменте будут достигнуты более эффективно и в более короткие сроки, — заявил Денис Черепанов. — Я полностью поддерживаю рациональный подход, предусматривающий реализацию прикладных задач, которые дадут ощутимые результаты в ближайшей перспективе. Тем самым мы и свою работу показываем и рынку даём дополнительный толчок. Но мы должны в перспективе работать и над системным развитием конкуренции, чтобы не допускать ситуации, когда реальные конкурентные механизмы, созданные для оптимизации стоимости товара и организации доступа независимым компаниям на рынок, рынка работают в обратном направлении и наоборот сдерживают развитие конкуренции. Этим вопросом однозначно необходимо заниматься».

На круглом столе также звучали выступления старшего консультанта Vygon consulting Александра Былкинагенерального директора «Автэк» Андрея Забродина,  заместителя директора Московского нефтегазового центра EY Дмитрия Дзюбы,  генерального директора ИнфоТЭК-Консалт Тамары Канделаки, и других аналитиков и профессионалов ТЭК.

Пресс-релиз подготовлен PR-департаментом «Деловой России»