Российский союз промышленников и предпринимателей провел Форум «Климатическая политика России в меняющихся условиях: новые приоритеты и возможности». В ходе мероприятия в концентрированной форме обозначены главные направления возможного развития этой тематики в стране в рамках образующихся международных партнерств. 

Куда смотрит вектор климатической политики?

По мнению РСПП, текущая международная турбулентность, нарушение устоявшихся торговых, технологических, логистических связей и активное формирование новых поставило под вопрос ранее принятые подходы к вопросам изменения климата. Несмотря на заявленную глобальную цель по снижению эмиссии парниковых газов, сотрудничество в этой области в настоящее время подвержено влиянию санкционных и политических ограничений. Тогда как от выстраивания конструктивной, неполитизированной совместной работы во многом зависит достижимость целей Парижского соглашения. Одновременно проявились объективные противоречия в приоритетах национальных правительств различных стран в подходах к климатической политике. В частности, растет давление развивающихся стран, направленное на получение компенсации ущерба от изменения климата. На различных площадках сталкиваются различные модели климатического регулирования. В тоже время происходят попытки интеграции и создания новых объединений, в частности, появляются климатические клубы. Переориентация российских торговых потоков требует переосмысления климатической повестки с учетом подходов стран-партнеров. В 2023 г. впервые состоится глобальное подведение итогов реализации Парижского соглашения с целью анализа: насколько существенны результаты, достигнутые к настоящему времени.

В рамках Форума РСПП прошло детальное обсуждение вопросов: как целесообразно реагировать на указанные тренды в России отечественному бизнесу; изменился ли вектор климатической политики в условиях беспрецедентного санкционного давления; каким образом продолжающаяся экономическая нестабильность отражается на планах российского бизнеса по сокращению выбросов парниковых газов; какова будет роль России и отечественных компаний в борьбе с изменениями климата и адаптации к ним в новых условиях?

В условиях санкций декарбонизация обходится российскому бизнесу существенно дороже из-за ограничений поставок оборудования и технологий. Нарушение цепочек поставок затронуло и климатические проекты. В то время как так называемый коллективный Запад пересматривает подходы к климатической повестке, исходя из интересов «энергетической безопасности», возвращается к угольной генерации и наращивает выбросы парниковых газов, Россия осваивает новые подходы, интегрируя наилучшие практики в бизнес, и готовится к переосмыслению «зеленого» курса, в котором низкоуглеродная стратегия и национальные ESG-альянсы компаний становятся шагами на пути к управлению экосистемами страны в интересах общества, утверждают в РСПП. Компании РФ озабочены доступностью экологических решений, в то время как США и Европа занимаются протекционизмом в отношении климатических технологий. Вот такая вот риторика на площадке Климатического форума Российского союза промышленников и предпринимателей, одной из самых консервативных структур страны…     

Экологические программы, стратегии социальной ответственности разрабатывались и реализовывались в ведущих российских компаниях на протяжении последних десятилетий. Появление принципов устойчивого развития ООН, ESG-практик, климатической повестки упало в хорошо подготовленную отечественным бизнесом почву. Подавляющее большинство российских флагманов не только интегрировали западные лозунги и практики, но и нашли смелые инновационные подходы к «зеленой» тематике. Для очень многих руководителей российских компаний каждый реализованный климатический проект, любое достижение в этой области, как правило, становится в последние годы предметом особой гордости.  «Год назад после известных событий в коридорах власти обсуждались вопросы: не пора ли нам покончить с климатической повесткой или чуть-чуть попридержать темпы ее реализации, не выйти ли нам из Парижского соглашения? Однако и профильные органы власти, и российский бизнес пришли к выводу, что выходить из международной повестки в отношении климата ни в коем случае нельзя. Очень важно продолжать сотрудничество. Изменения климата являются общечеловеческой проблемой и здесь российская заинтересованность в участии в международных проектах сохраняется. Отечественные компании сохраняют приверженность задачам устойчивого развития, в частности, рекомендациям, которые недавно были приняты на уровне бюро РСПП. Климатическая повестка, ESG и повестка устойчивого развития – продвижение этих вопросов остаются приоритетным направлением в деятельности российских компаний», – пояснил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

По мнению руководства РСПП, сотрудничество в области климата серьезно пострадало от политических решений, геополитики. Это сказывается во многих областях. Ряд компаний пересмотрел ранее поставленные климатические цели. Согласно опросу, проведенному Союзом, порядка 50% из компаний уже столкнулся с действием санкций, например, при поставках оборудования для снижения выбросов парниковых газов. По мнению Александра Шохина, нужно учесть эти изменения при доработке стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 г., принятие плана реализации которой намечено на текущий год. РСПП настаивает на сохранении приоритетов реализации климатической повестки. Однако, по словам Шохина, это не должно быть лозунгом: мы должны исходить из существующих возможностей реализуемости этих целей. 

Низкоуглеродная стратегия

Правительство РФ осенью 2021 г. утвердило стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Целью документа стало достижение углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики. Согласно заявленным планам, реализация целевого (или интенсивного) сценария позволит РФ достичь баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением не позднее 2060 г. Главный сценарий ориентирован на обеспечение конкурентоспособности и устойчивого экономического роста России в условиях глобального энергоперехода. Макроэкономические условия целевого сценария предполагают опережающие темпы роста неэнергетического экспорта (до 4,4% ежегодно). Темпы ожидаемого роста российской экономики заявлены в документе выше среднемировых – порядка 3% в год, до 2050 г. Согласно замыслу, реализация целевого сценария потребует инвестиций в снижение выбросов парниковых газов в объеме около 1% ВВП в 2022–2030 гг. и до 1,5–2% ВВП в 2031–2050 гг.

Декарбонизации предполагается добиваться за счет внедрения, тиражирования и масштабирования низко- и безуглеродных технологий; стимулирования использования вторичных энергоресурсов; изменения налоговой, таможенной и бюджетной политики; развития «зеленого» финансирования; мер по сохранению и увеличению поглощающей способности лесов и иных экосистем; поддержки технологий улавливания, использования и утилизации парниковых газов. Российское правительство ориентировалось в рамках целевого сценария на рост экономики при уменьшении выбросов парниковых газов: к 2050 г. на 60% от уровня 2019 г. и на 80% от уровня 1990 г. Реализация этого сценария позволит России достичь углеродной нейтральности к 2060 г.

Министерство экономического развития готовит план мероприятий по реализации низкоуглеродной стратегии. С 2023 г. в России предполагалось запустить систему обязательной углеродной отчетности для предприятий. По мнению заместителя председателя правительства РФ Алексея Оверчука, возглавлявшего делегацию РФ на конференции ООН по климату в Глазго в 2021 г., Российская Федерация способна достичь углеродной нейтральности даже до 2060 г., успех в этой области зависит от доступности новых технологий и средств, чтобы финансировать этот переход.

Однако за последние полтора года ситуация в отношении российских компаний на рынках западных стран существенно изменилась. Промышленные предприятия столкнулись с дискриминацией при получении доступа к новым технологиям и оборудованию даже при реализации климатических проектов. «Сегодня мы должны критически подойти к вопросам достижения углеродной нейтральности. Ранее бизнес и власти закладывали в операционный план ряд дорогостоящих мероприятий. Но с учетом закрытия ряда рынков для российских экспортеров, нам надо определиться двигаться ли нам в фарватере западных климатических подходов и снижать темпы по достижению углеродной нейтральности? Необходимо посмотреть на текущую ситуацию и формировать национальную климатическую повестку проактивно с учетом интересов наших партнеров по БРИКС», — считает Александр Шохин. 

У России есть специфика в силу географических и экономических особенностей. Сокращение выбросов парниковых газов за счет возобновляемых источников обходится стране в десять раз дороже, чем реализация лесоклиматических проектов. Кроме того, Российской Федерации необходимы проекты по управлению выбросами свалочных газов, управлению и модернизации традиционной электроэнергетики, в том числе по снижению ее углеродного следа. Самыми дорогостоящими для страны оказались проекты по улавливанию и хранению углекислого газа, а также развитие проектов по производству «зеленого» водорода. По мнению руководства РСПП, мы не можем копировать чужие проекты без реального экономического обоснования. С учетом хозяйственных нужд должна развиваться и возобновляемая энергетика. Российская Федерация должна оставить за собой право корректировать низкоуглеродные планы, и в текущих условия рассмотреть всю палитру существующих решений в области климата. В то время как Европа нарастила потребление угля, углеродоемкого и неэкологичного американского сланцевого газа, нам нужно развивать эту тематику ориентируясь на главных внешнеэкономических партнеров в Азии, Африке и Латинской Америке, считают в РСПП. 

«Климатическая конференция в Египте показала всю неоднородность подходов стран к борьбе с изменениями климата. В итогах конференции подчеркивается важность инклюзивного подхода к минимизации социальных эффектов климатических проектов. Все это актуально и для России. При этом стратегическое видение Российское Федерации до сих  пор в полной мере пока не было сформировано. Мы в основном реагируем на чужие предложения, пытаясь их как-то сгладить, срезать острые углы. Настало время для создания российской целостной политики с упором на наши интересы и наши возможности. Мы должны говорить о  возможностях поглощающей способности российских лесов и других экосистем; о возможностях лесовосстановительных проектов. Мы должны реализовать и другие наши преимущества, ориентируясь на наиболее экономически эффективные проекты, которые позволят нам продвигаться к достижению углеродной нейтральности», – заявили в РСПП. Российский бизнес должен учесть возможности корректировки стратегий низкоуглеродного развития с учетом главных направлений закупок климатического оборудования и технологий. 15% из опрошенных РСПП компаний уже уточнили подходы, а еще 40% прорабатывают возможности реализации климатических проектов вместе с восточными партнерами. 

По мнению советника президента и специального представителя президента РФ по вопросам климата Руслана Эдельгериева, Россия должна создать новую модель борьбы с климатическими изменениями и адаптации к ним. «Мы в повестке, мы ее не отодвигаем. Хотя для тех, кто ею занимается, задачи существенно усложнились. Мы не выходим из Парижского соглашения, продолжаем взаимодействовать с международным сообществом по этому вопросу. Российская наука должна объединяться по этим вопросам с дружественными странами. Это ошибка, что изначально мы не привлекали наших зарубежных партнеров. Мы хотим построить гармоничную систему, которую они тоже могли у себя внедрить. Даже в сложные времена, мы идем с новыми инициативами, новыми моделями», – отметил Эдельгериев.

По словам Андрея Мельниченко, председателя комитета по климатической политике и углеродному регулированию, члена бюро правления РСПП, климатическая повестка остается в фокусе российского бизнеса, она определяет планы и стратегии отечественных компаний. «Нам удалось утвердить стратегию низкоуглеродного развития страны и перейти к созданию плана ее реализации. У нас есть проекты инновационного характера. Мы начинали адаптироваться к европейским требованиям по перестройке торговых и инвестиционных потоков, исходя из углеродного регулирования. В 2022 г. нам удалось перейти от первого этапа создания нормативной базы ко второму – формирования подзаконных актов. Через нас прошло порядка 35-37 документов. Сейчас российское правительство поставило задачу на формирование плана во второй половине 2023 г. Нам нужно определить базовую линию, траекторию на уровне отраслей по годам и для всей страны», – рассказал Мельниченко. Трансграничное углеродное регулирование продолжает затрагивать российский бизнес, поскольку компании связаны с азиатскими партнерами, которые ориентированы на следование европейскому регулированию. Игнорировать это, по словам эксперта, невозможно. 

По мнению Сергея Глазьева, члена коллегии (министра) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, России предстоит всеобъемлющая технологическая трансформация производства. Исходя из этого подхода, климатическая повестка рассматривается как инструмент модернизации экономики на базе внедрения наилучших доступных технологий. «Мы рассматриваем климатическую повестку в рамках работы по переходу к «зеленой» экономике. Не только выбросов парниковых газов, но и других вредных веществ, влияющих на здоровье человека. Углеродное регулирование не должно приводить к возникновению новых барьеров во взаимной торговле. Оно не должно увеличивать налогообложение хозяйственной деятельности, и должно стимулировать прогрессивные технологические изменения. Мы должны стремиться к выработке общего механизма обращения признанных углеродных единиц», – считает Глазьев.

Общим видением Евразийского экономического союза остаются защита окружающей среды, снижение негативного воздействия транспорта и других отраслей на экологию, учет вопросов энергоэффективности и экологической безопасности. ЕАЭС ведет работу в рамках целей устойчивого развития ООН, в которых много пересекается с вопросами «зеленой» экономики, влияющих на климатическую повестку. «Мы могли бы в нашем государственном регулировании ввести ряд новых показателей, связанных с углеродоемкостью валового внутреннего продукта. Более активно использовать показатели энергоемкости в стратегическом планировании. Ввести в наши критерии экономической политики снижение ресурсной нагрузки на окружающую среду. Нам очень важно было бы выработать собственные модели оценки воздействия хозяйственных систем на климат. Таких достоверных моделей пока, к сожалению, нет. Все это можно сделать в рамках экономико-математических моделей, которые бы фиксировали воздействие тех или иных технологий на окружающую среду и климат соответственно. Мы планируем создать евразийскую техническую платформу для этих целей. Важно разработать глобальный углеродный баланс, чтобы трезво оценивать наши возможности влияния на климат и не поддаваться ненужной эйфории. Вес Евразийского экономического союза в мировой экономике не столь велик, менее 3% мирового ВВП в мировой торговле. Но если говорить о влиянии на климат, то мы, конечно, в мире номер один с точки зрения наших природных ресурсов и возможностей улавливания углекислого газа, но и генерирования рисков тоже, если участь проблему выбросов метана», – считает Глазьев.

Как рассказал Сергей Оноприенко, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ, МПР нацелено на возможные корректировки нормативных актов в рамках климатической повестки. В рамках стратегии низкоуглеродного развития страны к 2050 г. предлагается увеличить поглощение российскими лесами до 1200 мегатонн СО2 эквивалента. Промышленность, энергетика и транспорт должны уменьшить выбросы до 1830 мегатонн. По данным за 2020 г. (статистика публикуется с лагом в два года), совокупные выбросы России составили 2051 мегатонн углекислого газа, а поглощающая способность российских лесов оценена в 622 мегатонны. «Ни в одной стране мира такого богатства как российская экосфера нет. Более 20% лесного фонда планеты находятся в Российской Федерации. В 2022 г. по решению президента на уменьшение и охрану лесов от пожаров было выделено финансирование на 8,2 млрд рублей, 6 млрд рублей будет выделено в этом, 14,2 млрд рублей в целом. В три раза сокращена площадь пройденная огнем в 2022 г. В целях лесовосстановления только за прошлый год было высажено 1,3 млн га новых лесов. Региональные лесхозы продолжают получать необходимую технику. Мы быстрее видим пожары и быстрее на них реагируем. Меньше горим, меньше выбросов», – отметил замминистра.

Минэкономразвития сейчас занимается подготовкой документа государственной программы по энергоэффективности. Цель сокращение энергоемкости валового внутреннего продукта до необходимых заданных параметров. Это будет один из главных документов государственной программы, которая определит темпы и цели энергетического перехода в России.  

В ходе Климатического форума РСПП компания СИБУР рассказала об успешном климатическом проекте на крупнейшем нефтехимическом предприятии России «ЗапСибНефтехим» в Тобольске. По словам Елены Мякотниковой, советника генерального директора ООО «СИБУР», компания не стала пересматривать ранее принятую стратегию устойчивого развития. «У нас по-прежнему те же цели, которые мы перед собой поставили по снижению выбросов и посадке 5 млн деревьев», – рассказала Мякотникова. Декарбонизация стала одним их важнейших направлений стратегии СИБУРа в области устойчивого развития. У компании зафиксированы конкретные цели по снижению выбросов парниковых газов и обеспечению углеродной нейтральности до 2025 года. Уже несколько лет инвестиционные проекты компании оцениваются с точки зрения влияния на изменение выбросов парниковых газов каждого предприятия и компании в целом. 

РУСАЛ в ходе Климатического форума РСПП отметил нехватку методологии, приземленной на  российскую почву. «Мы раньше ориентировались на западные метрики: там же все прекрасно написали. Зачем развивать свое? 2022 г. показал, что нужно срочно развивать.  Мы дискриминированы. Мы отлучены от международных рейтингов. Нам негде показать свои прекрасные бриллиантовые достижения и результаты по части климатических достижений», – отметила Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию РУСАЛа. 25% продаж компании приходится на европейские и азиатские рынки, которые учитывают углеродный фактор как конкурентное преимущество. Это наглядно объясняет стойкость, с которой сегодня лидеры российского бизнеса отстаивают свое место в климатической повестке, поражает. Не сделать хуже, сохранить мостики для сотрудничества, найти точки пересечения в «зеленой» тематике и согласовать с новыми рынками ключевые позиции по этим вопросам – главные задачи, озвученные отечественными компаниями, в рамках Климатического форума РСПП. России важно выстроить собственную систему торговли углеродными единицами, развивать климатические проекты, а также найти механизмы взаимодействия с другими странами в этой области. 

Мария Кутузова