Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации получила ходатайство компании «International Trading Partners AG» о приобретении 100% акций АО «Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов», передает Интерфакс со ссылкой на сообщение ведомства.

Результаты рассмотрения ходатайства показали, что International Trading Partners зарегистрирована в соответствии с законодательством Швейцарской Конфедерации и находится под контролем гражданина Германии Анатолия Шефера. По данным, опубликованным в «Коммерсанте», компания занимается торговлей энергетическими товарами, драгметаллами, стройматериалами и техникой, предоставлением авиационных услуг.

Шефер претендует на покупку принадлежащей АК «Транснефть» компании «Юго-Запад Транснефтепродукта», в составе которой находится дочернее предприятие «Прикарпатзападтранс», эксплуатирующее проходящий по территории Украины нефтепровод.

«Юго-Запад Транснефтепродукт» включено в реестр субъектов естественных монополий в ТЭК и является хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В результате осуществления планируемой сделки иностранный инвестор получит право прямо распоряжаться 100% голосующих акций в уставном капитале «Юго-Запад Транснефтепродукта» и установит контроль над ним», — цитирует Интерфакс пояснение ФАС. Так как сделка требует предварительного согласования по закону об иностранных инвестициях, ФАС принял решение о продлении рассмотрения ходатайства.

Приобретение, надо сказать, спорное. «Транснефть» уже 4 года судится с местными властями по вопросу о собственности украинских нефтепродуктопроводов. Дело в том, что в ведении «Прикарпатзападтранса» находятся участки нефтепроводов Самара-Западное направление и Грозный-Армавир-Трудовая на территории Украины, общая длина которых составляет 1,433 км. Украинская сторона в течение последних 10 лет претендовала на право владения этими трубами и пыталась добиться разрешения об изъятии их у российской компании через различные судебные инстанции. Только в начале июля Ровенский апелляционный хозяйственный суд признал, что нефтепродукты, находящиеся в трубах Самара-Западное направление и Грозный-Армавир-Трудовая, не принадлежат Украине.

Как отмечает «КоммерсантЪ», для «Транснефти» «Прикарпатзападтранс» —рискованный актив, так что компания, наверняка, будет рада избавиться от него. Однако трубопроводы будут иметь ценность только после загрузки их российским топливом. Поэтому вопрос еще и в том, сможет ли новый собственник получить такие гарантии.

В настоящее время «Транснефть» приостановила прокачку около 100 000т топлива. Это и технологические объемы самой «Транснефти», и ее клиентов – «Лукойла» и «Башнефти». Ранее объем прокачки «Прикарпатзападтранса» составлял 1,7 млн тонн в год, включая транзит, в частности, в Венгрию и внутренний рынок.

Ранее «Лукойл» пытался купить украинские нефтепроводы, с целью их дальнейшей передачи российско-европейскому консорциуму, сообщают «Ведомости». Сделка не состоялась, потому что сам «Лукойл» стал распродавать украинские активы: сначала Одесский НПЗ, а затем сеть АЗС. «Роснефть» также пытается продать принадлежащие ей НПЗ. «Условия сейчас на Украине не очень благоприятные для ведения дел», — цитирует издание слова заместителя министра иностранных дел России Василия Небензя.

Кристина Кузнецова