Нефтяной фактор был одним из ключевых в ходе Второй Мировой войны. Соответственно, целый ряд стратегических операций, проводимых обеими воюющими сторонами, был напрямую связан с нефтью. Как правило, задачей этих операций был захват либо уничтожение добывающих  и перерабатывающих активов (см. материал «Стратегическая цель войны»). Но одна из «нефтяных» операций (возможно, самая уникальная) решала задачу снабжения ГСМ целого театра военных действий, причем, огромного и очень важного.

Неизвестная война на Восточном фронте

Фразой, вынесенной в подзаголовок, западные историки и публицисты называют Великую Отечественную войну, имея в виду то, что, к примеру, американцы очень плохо о ней осведомлены. А для советских/российских граждан такой неизвестной войной стала японо-китайская военная эпопея 1937—1945 годов. 

Масштабы этой баталии, длившейся вдвое дольше Великой Отечественной войны, по целому ряду параметров вполне с ней сопоставимы — по протяженности линии фронта, и по площади оккупированных территорий, и по размаху подпольного и партизанского движения, и по размерам разрушений и материального ущерба, и по зверствам оккупантов, а главное — по огромному количеству жертв: китайцев полегло примерно столько же, сколько советских граждан — около 28 млн человек.

Ключевым фактором победы в японо-китайская войне была внешняя помощь. Наиболее зримым ее воплощением был разгром в августе 1945 года Квантунской армии — главной, наиболее многочисленной (1,4 млн человек) и хорошо вооруженной  сухопутной группировки Императорской армии Японии. Советская армия буквально смела квантунцев, освободив за 4 недели огромную территорию размером более 1 млн кв. км — горную часть Внутренней Монголии (хребет Большой Хинган), всю Маньчжурию и север Корейского полуострова.

От бартера до ленд-лиза

Разгром элитной Квантунской группировки ознаменовал собой финал Второй Мировой войны. Но путь к победе был долог и тернист. Одним из ее залогов была 7-летняя масштабная и напряженная работа союзников по поддержанию боеспособности китайской Национально-революционной армии Китая под командованием маршала, а затем генералиссимуса Чан Кайши. Эта работа, которая, в основном, сводилась к масштабной материальной помощи, осуществлялась, в первую очередь, Соединенными Штатами Америки и шла по нарастающей. 

С августа 1938 года Штаты начали поставлять Китаю нелетальное вооружение (локомотивы, вагоны, грузовики, ГСМ, металлы, средства связи, медицинские инструменты, камуфляжную ткань). В ноябре 1939 года Конгресс США внес в закон «О нейтралитете» важное изменение и разрешил продажу китайцам оружия. Через год американцы (в том числе и под воздействием неугомонного Черчилля) начали выдавать Национальному правительству Китая крупные льготные экспортно-импортные займы — в общей сложности более 120 млн долларов — для закупки вооружений и боевой техники в третьих странах. 

6 мая 1941 года американцы признали, что оборона Китая жизненно важна для безопасности США, и начали поставлять в Китай вооружение по системе ленд-лиза. Спустя два месяца был одобрен первый транш на сумму 130 млн долларов и Китай получил сразу 435 боевых самолетов. Еще через полгода благодаря ленд-лизу маршал Чан принял на вооружение уже около тысячи американских танков и самолетов и готовился «отоварить» в заморском «военторге» очередной заем от правительства США на гигантскую по тем временам сумму — 500 млн долларов. 

Японская агрессия

Естественно, японцы не собирались безучастно смотреть на бурную механизацию-моторизацию армии своего принципиального исторического противника. 7 декабря 1941 года Императорская армия напала на Перл-Харбор, главную базу американского Тихоокеанского флота (в ответ США объявили войну Японии и таким образом полномасштабно вступили во Вторую Мировую войну), а на следующий день провели крупную десантную операцию и захватили основные порты и аэродромы суверенного Таиланда. 

25 декабря правительство Таиланда, по сути, капитулировало и подписало с Японией соглашение о военном союзе. В течение последующих двух месяцев японцы, используя тайские плацдармы, взяли под контроль важнейшие британские колонии — Малайю (Малайзию) и Сингапур — и начали атаку на Бирму. 

Захват Бирмы, которая сейчас называется Мьянмой, преследовал две главные цели — лишить Британскую империю поставок нефти и продовольствия (главным образом, риса), а также перерезать Burma Road — горную дорогу в Китай протяженностью около 1,2 тыс. км, по которой шли основные объемы ленд-лиза для армии Чан Кайши. 

Правда, в горно-лесистой северной Бирме, изобилующей скалистыми ущельями и непроходимыми джунглями, японцы завязли, но южная Бирма с ее крупными портами Тавой, Моулмейн и Рангун (административный центр колонии; ныне — Янгон) была полностью оккупирована Императорской армией. Помимо прочего, это означало, что все основные пути снабжения китайского сопротивления заблокированы.

«Уксусный Джо»

В марте 1942 года, в момент полного краха обороны Бирмы, в страну прибыл американский генерал Джозеф Стилуэлл по прозвищу «Уксусный Джо» (так его звали за въедливый характер). У Стилуэлла была двойная должность — командующий союзными силами на Китайско-бирманско-индийском (CBI) театре военных действий и начальник штаба Национально-революционной армии. Но, несмотря на громкие титулы, серьезных вооруженных сил и соответствующих полномочий у Стилуэлла не было, и все шло к тому, что он окажется «генералом без армии». 

http://ww2db.com/

Тем не менее, решительный и смелый Стилуэлл переломил эту неприятную ситуацию — он лично вывел из Бирмы в индийский штат Ассам воинскую колонну из 117 человек: сначала штабные офицеры с табельным оружием и ворохом секретной документации ехали на машинах, потом плыли на рыбацких лодках, а последнюю часть пути шли пешком по кишевшим змеями джунглям. Затем генерал сформировал в Индии из отступивших из Бирмы китайских подразделений две полностью укомплектованные развернутые дивизии (в ставке Чан Кайши их называли 5-й и 6-й армиями), организовал в индийском городе Рамгар полевой штаб Северного боевого района и удержал все северо-бирманские оборонительные позиции.

Когда положение на бирманском фронте стабилизировалось, Стилуэлл задумался о самой острой на тот момент проблеме — снабжении Национально-революционной армии Китая. Наиболее насущной задачей было обеспечение армии Чан Кайши горючим.

Экстремальный маршрут

На помощь пришли авиаторы, предложившие создать воздушный мост из Ассама в китайский город Куньмин (провинция Юньнань) через отроги Гималаев и джунгли северной Бирмы. Первый полет по этому маршруту состоялся 8 апреля 1942 года. С восточно-индийского аэродрома Динджан в Китай улетела пара мобилизованных из парка авиакомпании Pan American World Airways (PanAm) транспортных самолетов Douglas DC-3 с грузом 8 тыс. галлонов (30 тыс. литров) авиационного топлива.

Несмотря на то, что полет в обе стороны прошел успешно, он показал, что выбранный маршрут является беспрецедентно сложным и опасным. Авиатрасса проходила через район, в котором смешивались два основных потока воздушных масс Евразии — идущего с юга на север влажного теплого воздуха из бассейна Индийского океана и двигающегося на противоходе холодного сухого воздуха из Сибири. Экстремальная разница температуры и влажности порождала шквальный ветер. 

Когда воздушная масса на большой скорости ударяла в самый высокий в мире горный массив, возникал эффект вертикального воздушного потока, который мог и забросить самолет наверх, в царство сверхнизких температур и разреженного воздуха, и придавить к земле (либо, еще того хуже, к горному склону или ущелью). Кроме того, турбулентность вихревых потоков была настолько сильной, что нередко переворачивала самолет вверх днищем. В летний период муссонных дождей к этим «радостям жизни» добавлялись проливные дожди и мокрый снег. При этом надежных радионавигационных и метеорологических средств у летчиков не было.

Наибольшие трудности для авиаторов представлял высокогорный район в провинции Юньнань: полетная трасса на высоте около 4 тыс. метров проходила над хребтом Мейли Су Шан — частью южно-гималайского горного массива Ну. На авиационном сленге и в маршрутных картах хребет Мейли (Мейнри) значился как Hump («Горб»). Вскоре так была названа вся трасса, стратегическая операция и соответствующая авиатранспортная группировка в целом. Ее первым командиром стал бригадный генерал американских ВВС Эдвард Александер.

Несмотря на огромные трудности, за первые три месяца по воздушному мосту Hump было перевезено около 2,5 тыс. тонн различных стратегических грузов (в основном, ГСМ). Примерно шестую часть этого объема доставили пилоты китайской гражданской авиации — авиакомпании China National Aviation Corporation (CNAC) — летавшие, как и их американские коллеги, на «Дугласах». В июле 1942 года из-за сезона муссонных дождей перевозки резко сократились, но затем стали устойчиво расти. 

Одновременно расширялась и реконструировалась инженерно-авиационная инфраструктура — система связи и навигации, сеть метеостанций, ремонтная база, технико-эксплуатационная служба. Кроме того, на основных аэродромах Джиндан и Чабуа и вспомогательных Моханбари, Сукератинг и Джорхат началось бетонирование взлетно-посадочных полос, способных отправлять и принимать тяжелые военно-транспортные самолеты в любых погодных условиях. 

Григорий Волчек

(Продолжение следует)