debtsВ проекте «Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года» говорится, что нынешняя система налогообложения нефтянки приведёт к обвальному падению добычи нефти, причём обвал начнётся с 2011 года. Правительство уже начало «точечно» снижать налоговую нагрузку, вводя временные льготы для определённых месторождений. Это позволило начать разработку залежей, эксплуатация которых без льгот была бы нерентабельной. Но льготы предоставляются на короткий срок, каждое продление льготного периода горячо обсуждается профильными органами государственной власти относительно сроков и размера скидки. В такой обстановке у компаний совершенно нет возможности осуществлять долгосрочное планирование разработки месторождений, оценивать окупаемость денежных вложений. А ведь речь идёт об огромных суммах, привлекаемых на длительный период. Нефтяные компании подвергаются высокому риску, потому что без льгот разработка новых месторождений становится нерентабельной. Кроме того, ситуация неопределённости в отрасли увеличивает стоимость заёмного финансирования.

Понятно, что ситуацию нужно менять. Налоговая нагрузка на нефтяную отрасль должна быть значительно снижена, причём как можно скорее. И выражаться это должно не в виде очередных льгот для отдельных месторождений, должны быть установлены единые правила игры для всех участников отрасли. Без этого невозможен не только рост добычи, но даже поддержание её на приемлемом уровне.

Хорошие возможности для снижения налогов, пошлин и акцизов предоставлялись в середине нулевых годов, перед финансовым кризисом. Но вместо этого нагрузка увеличивалась, а деньги пускались на сомнительные проекты вроде развития нанотехнологий и прочих нетрадиционных инноваций. Теперь поле для манёвра значительно сузилось.

На первый взгляд государственные финансы выглядят вполне благополучно, внешний долг растёт незначительными темпами. Однако, это достигается за счёт быстрого расходования средств, накопленных в Резервном фонде, причём на фоне стабильно растущих цен на нефть. Если продлить зелёную линию на графике, станет ясно, что Резервный фонд будет полностью исчерпан через несколько месяцев. Поскольку на ближайшие годы Минфин прогнозирует сохранение дефицита бюджета, то после исчерпания резервов России придётся активно наращивать внешний долг. Запланированная приватизация государственного имущества почти не повлияет на ситуацию, денежные поступления от продажи акций лишь немного замедлят рост государственного долга. Каким образом будет решаться вопрос наполнения бюджета при снижении поступлений от «локомотива» экономики?