Авария в Мексиканском заливе подняла интерес общественности к безопасности проектов по добыче нефти из морских месторождений. Поскольку Россия начинает активную разработку шельфовых месторождений нефти, многие задаются вопросом — возможна ли подобная авария у нас?
Когда заходит речь о морской добыче нефти в России, обычно говорят о месторождениях арктического шельфа или о Каспийском море. Но Арктика и Каспий совершенно не похожи на Мексиканский залив! Основная проблема, с которой столкнулась BP при ликвидации аварии — огромная глубина моря, составляющая около 1500 м. У нас же ситуация совсем другая — Арктика и Каспий мелководны. Глубина моря в районе одного из крупнейших арктических месторождений — Приразломного — не превышает 20 м, и это на удалении 60 км от берега! На Каспийском море глубина моря в районе разрабатываемого «ЛУКОЙЛом» месторождения имени Юрия Корчагина — чуть более 10 м. На подобные глубины человек может нырять даже без специального снаряжения.
Чёрное море редко упоминается в контексте морской добычи углеводородов. До сих пор добыча нефти в российской части Чёрного моря не велась, однако на нём выявлены две крупные нефтеносные структуры — Западно-Черноморская площадь, более известная, как Вал Шатского и Туапсинский прогиб. 17 июня 2010 года «Роснефть» подписала соглашение с Chevron о создании совместного предприятия для разработки Западно-Черноморской площади. Доля американской компании в совместном предприятии составит 33,3%.
Геологические запасы лицензионного участка оцениваются примерно в 1 млрд тонн условного топлива, а глубина моря — до 2000 м. Это даже больше, чем в Мексиканском заливе! При разработке этого месторождения будут применяться технологии и оборудование аналогичные тому, что использовала BP на аварийной скважине.
Сейчас на Западно-Черноморской площади ведутся разведочные работы, бурение первой скважины планируется начать в 2011 году. Остаётся надеяться, что «Роснефть» и Chevron более ответственно подойдут к обеспечению безопасности эксплуатации глубоководных месторождений нефти.