Продолжение обзора крупнейших нефтеналивных портов Прибалтики
Мост у горы
Первое упоминание о поселении, расположенном на месте нынешнего Силламяэ (северо-восток Эстонии, побережье Финского залива, устье реки Сытке), относится к 1502 году. После Северной войны и присоединения к России поселение относилось к Везенбергскому уезду Эстляндской губернии. Административную самостоятельность мыза (хутор) Силламяэ получила в 1849 году; это название с эстонского языка переводится как «мост у горы».

В середине XIX века Силламяэ стал курортным поселком, весьма популярным у петербургской интеллигенции — в частности, сюда приезжал Петр Чайковский, а великий ученый-физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Павлов ежегодно отдыхал здесь на протяжении четверти века.
В 1928 году, в период Первой Эстонской республики, в тихий курортный поселок пришла индустриализация — на средства шведских инвесторов здесь были построены завод по переработке сланца, электростанция и порт.
После Второй Мировой войны, в 1946 году, в рамках советского атомного проекта в Силламяэ началось строительство крупного градообразующего предприятия — завода по производству оксида урана. Изначально в качестве сырья «Комбинат №7 МВД СССР» использовал местную сланцевую руду, а в 60-е годы переключился на переработку уранового концентрата, получаемого из ГДР (комбинат «Висмут») и Чехословакии (Яхимов). Силламяэ получил статус закрытого административно-территориального образования, которое сначала называлось Нарва-10, а затем Ленинград-1.
После прекращения в 1990 году переработки урановых руд завод полностью переключился на выплавку редкоземельных металлов. В 2011 году предприятие приобрела крупная американская корпорация Molycorp.
У самой границы
Порт Силламяэ — один из самых новых на Балтике: он построен в 2005 году частными эстонскими и российскими инвесторами. Глубоководная гавань расположена в 25 км от границы с Россией — погранпункта Нарва — Ивангород — на берегу Нарвского залива (части Финского залива); открыта для круглогодичной навигации.
Морской подходной канал оснащен ночными и дневными навигационными знаками и имеет гарантированную глубину 16 м. Площадь акватории порта — 390 га, территории — 750 га, открытых грузовых площадок — 112 га, крытых складов — 71 тыс. кв. м. На территории порта действует свободная экономическая зона с нулевой таможенной пошлиной.
13 стационарных причалов общей длиной 3 км позволяют швартоваться судам длиной до 275 м, шириной до 56 м и осадкой до 15,2 м. Портовая железнодорожная сеть гавани связана со станцией Вайвара Эстонской железной дороги.
Основные переваливаемые грузы — наливные; их обработка ведется на четырех специализированных терминалах:
- Аlexela Sillamae — светлые и темные нефтепродукты, 10 млн тонн в год;
- Baltic Chemical Terminal — жидкие удобрения и аммиак, 1,7 млн тонн в год;
- Tankchem/Eurochem — жидкие химические и нефтехимические продукты, 1 млн тонн в год;
- Silsteve — сланцевое масло и темные нефтепродукты, 500 тыс. тонн в год.
Кроме того, порт обрабатывает контейнерные, навалочные, насыпные и генеральные грузы, а также Ro-Ro (в основном, легковые автомобили и другую колесную технику). Для организации пассажирских перевозок построен пассажирский терминал.
Григорий Волчек